|
|
N°194, 26 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новорусский пиар
Выборы глав местной власти, прошедшие в это воскресенье, позволяют подвести некоторые предварительные итоги осенне-зимнего выборного марафона. Рассуждать можно не только об изменении баланса политических сил или успехах и неуспехах Кремля и его оппонентов, но и о том, в какой степени прошедшие выборы обогатили российскую политтехнологию ростом профессионального мастерства, новыми, доселе не применявшимися методами. Прямо скажем, здесь похвастаться нечем. Скорее налицо откат от ранее завоеванных позиций, пиком которых можно считать президентскую и губернаторские кампании 1996 года.
Более того -- в проведении избирательных кампаний налицо наступление воинствующего дилетантизма, которое так и хочется назвать «новорусский пиар». Рецепт прост и незамысловат: берется небедный кандидат, который имеет хотя бы минимальное отношение к региону, в котором проводятся выборы (когда-то закончил здесь школу или институт, в крайнем случае начал трудовую биографию), на него надевают очки (для интеллигентности) и на время поселяют в бывшем родном городе. После этого работа ведется по единому стандарту, где бы выборы ни проходили: в Калининграде или Волгограде, Сочи или Брянске. Изголодавшиеся по печатному слову местные жители обнаруживают в каждом почтовом ящике бойкую бесплатную газету с нейтральным названием (ну, например, «День за днем»), которая ненавязчиво рассказывает, как имярек в своих странствиях по городам и весям всю жизнь только и мечтал, чтобы облагодетельствовать родной регион. Кроме того, ошарашенные избиратели, не избалованные в тихой провинциальной жизни «Правдой-маткой» (реальное название бесплатной газеты), узнают о действующих руководителях и кандидатах-земляках много захватывающе интересного: и об их нетрадиционной сексуальной ориентации, и об их оргиях на местном кладбище. На улицах возникают бойкие молодые люди, которые раздают не привыкшему к халяве населению красивые маечки, значечки и ручечки.
В глянцевых московских журналах, которые в провинции не только не читают, но даже и не видели никогда, появляются сусальные статьи о блестящих успехах «новорусского» кандидата во всех сферах его деятельности -- от бизнеса до личной жизни. Респектабельные газеты дружно изменяют своей независимости и перепечатывают (правда, стыдливо -- петитом и ближе к концу номера) все те гадости, которые рождаются буйной фантазией «новорусских пиарщиков». На лентах солидных информационных агентств появляются сообщения никому не известных социологических контор, которые показывают фантастический рост популярности клиента. В общем, кампания ведется по принципу «гуляем на все». Денег тратится столько, что их хватило бы на зарплату всем учителям, врачам и прочим бюджетникам того самого региона, который выбран для завоевания. То, что расходы в десятки, а то и в сотни раз превышают избирательный фонд кандидата, все избирательные комиссии предпочитают не замечать.
Особым шиком считается напихать в избирательный бюллетень пенсионеров -- однофамильцев соперников клиента. В Брянске варяги с Урала пошли еще дальше и организовали общественное движение в поддержку пенсионера -- однофамильца нынешнего губернатора.
По стилистике все это напоминает телевизионную рекламу терки для овощей, за которую «нужно заплатить 99 долларов прямо сейчас, и вам ее доставят вместе с бесплатным ножом для резки папайи». Естественно, на таком фоне те кандидаты, которые пытаются рассказать избирателям о реальной программе своей деятельности, выглядят занудами и неисправимыми чудаками.
Слава богу, пока результат бурной деятельности «новорусских пиарщиков» в победы не отливается. Максимум, что удается, -- это урвать у электората второе-третье место на выборах. Другое дело, что все эти «новорусские избирательные технологии» вызывают у того самого электората стойкое ощущение, что избирательная кампания -- это разновидность лохотрона на базарной площади: что ни делай, все равно надуют. Но тут уже вопрос к Центризбиркому. Пока что он с железным спокойствием наблюдает за шествием наперсточных избирательных технологий по российским просторам.
Владимир ЖАРИХИН, заместитель председателя Межрегионального фонда президентских программ