|
|
N°194, 26 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Губернатор в лампасах
Ульяновская область за один день обновила у себя чуть ли не всю вертикаль исполнительной власти. Теперь здесь не только новый губернатор, но и три новых мэра: в самом Ульяновске, в двух крупнейших городах -- Дмитровграде и Барыше, а также новые главы администраций в 11 районах из 23.
Примечательнее других побед -- победа генерала Владимира Шаманова над прежним губернатором Юрием Горячевым, который бессменно управлял областью 13 с лишним лет. Генерала привела в губернаторское кресло местная бизнес-элита, сгруппировавшаяся вокруг областного отделения «Союза правых сил». Предприниматели устали от необходимости дорожить близостью к власти больше, чем успехами собственного бизнеса. В местной же политической элите -- ни среди левых, ни среди правых -- не нашлось ни одного деятеля, который был бы известен хотя бы трети избирателей.
В безвестности ульяновские политики пребывали из-за жесткого стиля руководства Юрия Горячева, который не признавал не то что оппозиции, а даже плюрализма. Независимые от губернатора СМИ (в частности, «Симбирский вестник») печатались за границами области. Ульяновская городская дума, посмевшая в начале нынешнего года принять программу приватизации, не угодную областной администрации, была распущена. Но единоличная известность г-на Горячева помогла ему удержать губернаторское кресло лишь на прошлых выборах, в 1996 году, когда его основным соперником выступал секретарь обкома КПРФ Александр Кругликов. За прошедшие четыре года социально-экономическое положение области пришло в окончательный упадок, так что теперь местные жители завидуют соседней Самарской области. Они сравнивают свое положение с соседским по критериям, казалось бы, уже забытым всеми россиянами. А именно -- по наличию в свободной продаже колбасы и сыра.
Словом, к нынешним выборам у действующего губернатора в арсенале не осталось ничего, кроме известности, которую он поддерживал, еженедельно транслируя в прямом эфире местного телевидения селекторные совещания с главами районных администраций. Совещания длились, как правило, по полтора-два часа, и в течение всего этого времени ульяновцы лицезрели своего губернатора. Ироническое отношение телезрителей -- еще самая мягкая из всех возможных реакций граждан на подобные репортажи.
Таким положением дел и воспользовалась бизнес-элита, еще в начале года с помощью социологов выяснившая, что область готова проголосовать за «варяга». Правда, «варяг» нужен был волевой и жесткий: иного губернатора, как показали социологические прогнозы, область не воспримет. Бизнесмены пригласили генерала Шаманова и не ошиблись. Социологи были правы -- явка избирателей оказалась свыше 55% (порог явки областной закон устанавливает в 25%). Генерал собрал свыше 56% голосов, хотя еще летом г-н Шаманов был известен лишь 27% ульяновцев.
Так называемый административный ресурс, привлекаемый местной властью, не всегда помогает в предвыборной гонке. Более того, как показывает ульяновский опыт, он может сработать и против местного начальства. К примеру, в первый приезд г-на Шаманова в область для генерала почему-то не нашлось мест в ульяновских гостиницах. Будущего кандидата в губернаторы в свой профилакторий пригласило руководство крупнейшего авиационного предприятия «Авиастар», дав сигнал: не все в области делается по указке губернатора.
Когда генерал стал кандидатом в губернаторы, у него то и дело начали срываться встречи с избирателями. Клубы, в которых планировались встречи, по различным причинам вдруг закрывались за полчаса-час до назначенного мероприятия. Но генерал не терялся и начинал общение с избирателями прямо на улице -- «вечер вопросов и ответов» превращался в митинг. Команда генерала Шаманова вовремя оценила преимущества такого общения и повела своего кандидата на улицы, в магазины и прежде всего на колхозные рынки. Среди сельских избирателей рейтинг действующего губернатора был высок. Пробиться же на полосы районных многотиражек с платной рекламой было невозможно: расценки на нее в предвыборный период выросли в 5--10 раз. Поэтому на рынок генерал ходил с листовками, которые затем через торговцев-колхозников попадали в села.
За месяц до голосования избирательный штаб г-на Шаманова оценивал его шансы как пятьдесят на пятьдесят. Но к этому времени Ульяновский облизбирком снял с дистанции кандидата от КПРФ Олега Казарова. Местные коммунисты увидели в этом «руку Горячева», желающего перетянуть на себя левый электорат, и заявили, что поддерживают генерала. В итоге г-н Горячев смог собрать вдвое меньше г-на Шаманова -- около 24% голосов.
Политическая и предпринимательская элита Ульяновска, празднуя победу над прежним губернатором, пока воздерживается от прогнозов, каким губернатором станет генерал Шаманов. В предвыборной платформе генерала есть все: и разделы, увлекающие либералов из СПС (рыночная экономика, средний класс), и любимые коммунистами тезисы (деприватизация, госмонополия на землю). Сам же г-н Шаманов вчера по ульяновскому телевидению успел заявить, что считает себя обязанным только избирателям, и больше никому.
Виктор ХАМРАЕВ, Ульяновск--Москва