|
|
N°194, 26 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мы могли бы служить в разведке
Финансовая полиция в ожидании благословения президента
Налоговая полиция скорее всего будет преобразована в финансовую уже в начале 2001 года. Глава Федеральной службы налоговой полиции Вячеслав Солтаганов заявил вчера, что 5 января в рамках разрабатываемой концепции создания системы государственного финансового контроля он представит президенту пакет законопроектов, касающихся создания финансовой разведки и преобразования ФСНП в финансовую полицию. По его словам, законопроект о финполиции подготовлен с учетом всех поступивших замечаний от заинтересованных ведомств, и если депутаты Госдумы «проявят добрую волю», то уже через четыре месяца закон о новом органе будет принят.
Что касается создания финансовой разведки, то, по словам г-на Солтаганова, ее появление не только инициатива ФСНП, но и требование Страсбургской конвенции по противодействию отмыванию (легализации) "грязных" денег. «Подобная структура (финразведка. -- Ред.) существует уже в 52 странах, которые занимаются выявлением каналов отмывания "грязных" денег», -- пояснил г-н Солтаганов. Главным отличием российской финразведки от ее западных аналогов станет численность персонала. Во Франции в подобной структуре работает 30 человек, в Голландии -- 20, в России же будет примерно 200--250 человек.
Г-н Солтаганов отметил, что финансовая разведка ничего общего с обычной разведкой не имеет. «Это сугубо гражданский орган, который будет контролировать финансовые потоки на территории России. Это даже не разведка, это скорее финансовый аналитический центр при Министерстве финансов», -- пояснил он.
Основное направление деятельности финразведки -- анализ всех без исключения финансовых потоков, циркулирующих внутри страны. «Для нее не будет существовать ни банковская, ни коммерческая, ни какая другая тайна», -- заявил г-н Солтаганов. Если в результате анализа будет выявлено финансовое преступление, данные из разведки будут передаваться в соответствующие правоохранительные органы, например в налоговую полицию. «Ни подглядывать, ни подсматривать, ни подслушивать, ни вызывать на допросы сотрудники финансовой разведки не будут», -- пояснил г-н Солтаганов.
Впрочем, для того чтобы финаразведка появилась на свет, необходимо, по словам г-на Солтаганова, принять не только закон о ее создании, но и внести ряд поправок в действующее законодательство. В частности, нужна одна поправка в Гражданский кодекс. Что это за поправка, глава ФСНП пояснять не стал.
Специальные организации, занимающиеся вопросами борьбы с отмыванием денег, существуют во многих странах. Например, в Канаде -- центр по анализу финансовых операций и отчетов, в Японии -- офис финансовой разведки, в Аргентине -- комитет по финансовой информации, в Бразилии -- совет по контролю за финансовой деятельностью. В Мексике существуют сразу две специальные организации -- генеральный директорат для расследования транзакций и агентство по борьбе с отмыванием денег. Эти организации часто называют «финансовой разведкой». В их задачи входит сбор и анализ поступающей от финансовых органов информации, ее расследование, передача дел правоохранительным органам о сделках, которые могут быть связаны с отмыванием денег.
В состав руководства «финансовых разведок» входят представители важнейших финансовых институтов стран (экономических и финансовых министерств, основных банков и бирж). Кроме того, под их крышей объединены представители разных профессий: экономисты, юристы, налоговики, таможенники, бухгалтеры и аудиторы.
«Финансовые разведки» имеют разные формы и полномочия. В ряде стран они являются административными органами, в других случаях они представляют собой полицейские или юридические власти или их сочетание. В результате подобные организации действуют под эгидой различных ведомств: в Греции -- при минфине, в Аргентине -- при министерстве юстиции и прав человека, в Мексике -- генеральный директорат при секретариате финансов, а агентство по борьбе с отмыванием денег -- при генеральном прокуроре. Опыт стран, имеющих «финансовые разведки», показывает, что их работа эффективна только при наличии соответствующей юридической базы, эффективной системы сбора и предоставления финансовой информации, идентификации клиентов финансовых организаций.
Способы передачи информации в «финансовые разведки» в разных странах существенно влияют на эффективность их работы. Например, если финансовые институты и регулирующие их органы напрямую передают информацию о подозрительных сделках в «финансовые разведки», шансы быстро обнаружить и обезвредить преступные группировки существенно повышаются. Если же от финансовых институтов или работающих в них лиц требуется передавать информацию «по инстанциям» -- сначала в контролирующие их органы, а от них в «финансовые разведки», -- анализ информации и проведение расследований замедляются и становятся менее эффективными. В свою очередь, система работает более эффективно, если запросы на получение информации со стороны «финансовых разведок» поступают в финансовые институты напрямую, а не через контролирующие их финансовые органы.
Василий ВЕРБИН