Время новостей
     N°194, 26 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2000
Не так страшны подделки
Предприниматели просят унять борцов с контрафактом
Несколько крупных предпринимательских и потребительских ассоциаций вчера обратили внимание правительства на то, как остра в России проблема распространения контрафактных товаров. Одновременно авторы обращения попросили унять активность чиновников, которые борются с товарами-подделками и их изготовителями.

Под распространенным предпринимателями обращением подписались две организации российских производителей косметики, ассоциации «Росчай» и «Табакпром», а также аналогичные объединения профессионалов кофейного, «сочного», электронного и рекламного рынков. Алексей Поповичев, представитель «Группы по защите фирменных товаров» (куда входят несколько крупных западных корпораций, озабоченных судьбой своих брэндов в России), кратко обрисовал общую для всех подписавшихся бизнесменов проблему. «Все подделывают. Какой товар вы ни назовете -- такой и подделывают», -- констатировал г-н Поповичев.

Однако вчера подписанты выражали беспокойство по поводу не столько самих фальсификаторов, сколько о «голосах, которые, прикрываясь государственными интересами, а также присвоив себе право выступать от имени потребителей и производителей, упорно призывают решать проблему... исключительно бюрократическими методами, в частности путем обязательного дополнительного маркирования поступающих на рынок товаров» (цитата из обращения. -- Ред.).

Три потребительские организации, выступившие вчера с собственным обращением на ту же тему, указали врага более конкретно. Это постановление №601 «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделки», принятое правительством в 1997 году, а также местные чиновники, творящие беспредел под прикрытием этого документа. Президент Международной конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Александр Аузан сообщил, что его организация борется за отмену 601-го постановления уже более трех лет и что в последнее время эта борьба начала находить понимание в верхних эшелонах власти. В частности, представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко вчера направил своему непосредственному шефу письмо, в котором сообщает, что не видит от пресловутого постановления никакой пользы. Но сам Аузан отчетливо видит, кому сложившаяся система маркирования приносит большую пользу, и поэтому не питает иллюзий, что отменить ее будет легко. По словам Аузана, основное финансовое бремя на предпринимателей налагают решения о маркировке, принятые не на федеральном, а на местном уровне. Федеральные меры такого рода распространяются только на аудио- и видеопродукцию, которая в результате дорожает на считанные проценты. В то же время обязательная маркировка прохладительных напитков, принятая в некоторых сибирских регионах, делает там такие товары дороже на 30%.

КОНФОП предлагает вовсе отказаться от местных «знаков качества», которые, по мнению этой организации, реально не влияют на уровень качества потребительской продукции. Решить эту проблему предлагается внедрением системы ответственности конкретных предпринимателей за распространение недоброкачественных товаров. Причем любые проверки в торговых точках следует проводить не иначе как по заявлению недовольных потребителей (а никак не по инициативе самих контролирующих органов). Журналисты спросили Аузана, не окажутся ли сотрудники новой контрольной системы столь же поражены недобросовестностью и мздоимством, как и нынешние. Президент признал, что это хороший вопрос. Но выразил надежду, что предлагаемая им система, сориентированная на интересы потребителей, а не чиновников, уже в силу этого обстоятельства будет более действенной.

Михаил КУКУШКИН