|
|
N°194, 26 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Многополярная угроза
Сегодня, когда США ожидают прихода новой администрации, одна из важнейших задач -- детально проанализировать прошлое, настоящее и будущее американо-российских отношений. Я не собираюсь, как говорят в Москве, «открывать Америку». Тем не менее я хочу быть прямым и честным. Могу сказать, что когда мы кладем Россию «под микроскоп», мы не можем не прийти к неизбежным -- и не вполне приятным -- выводам.
В последние годы нельзя не заметить признаков серьезного сдвига в российской внешней политике. Отстаиваемая Москвой концепция многополярности основана на стремлении ограничить и сбалансировать американский «гегемонизм». К сожалению, в основе такого подхода лежит тезис: что хорошо для США, то плохо для России, и наоборот. Эта позиция не является ни конструктивной, ни реалистичной, особенно потому, что во многих сферах она просто неверна. Воплощение ее в жизнь повлечет за собой ряд последствий -- негативных как для России, так и для США.
Разумеется, никто не ставит под вопрос право России отстаивать свои интересы. Однако с момента окончания «холодной войны» мы исходили из той предпосылки, что наши интересы во многом совпадают -- от сохранения режима нераспространения ядерного оружия до привнесения стабильности в самое сердце Европы. Мы работали в направлении интеграции России в мировую экономику, что стало бы ключом к ее экономическому успеху и внесло бы вклад в наше собственное и глобальное процветание. Некоторые последние изменения в России заставляют усомниться в этой предпосылке и ставят вопрос: «Видит ли президент Путин, каким образом переход к более агрессивной внешней политике можно сочетать с интеграцией России в мир эпохи глобализации». Не уверен, что это возможно.
Вызывает вопросы и внутренняя политика Путина. «Властную вертикаль» можно выстраивать в соответствии с буквой закона, открытости правил бизнеса и терпимости к несогласным. Вместо этого мы видим в России нетерпимость к инакомыслящим, которая приводит к усиливающейся самоцензуре прессы, попытки запугать гражданское общество и сомнительное использование судов и частного бизнеса для достижения конкретных политических целей, включая обуздание свободной прессы.
Здесь самое время сказать о влиянии, которое может оказать дело Эдмонда Поупа на торговые отношения с Россией. Беспокоит, насколько быстро сделка по покупке абсолютно открытой технологии превратилась в шпионский скандал. Дело Поупа уменьшит западный интерес к одному из главных богатств России -- высоко образованному населению, обладающему гигантским потенциалом во всех технологических областях. Прежде чем устраивать переговоры в России, бизнесмены теперь будут вспоминать Поупа.
Могу сказать главное: США только выиграют от экономически процветающей, политически стабильной и безопасной для остального мира России.
У Америки всегда были две основные цели в отношениях с Россией. Мы стремились защитить себя и наших союзников от угрозы оружия массового уничтожения. И мы пытались содействовать превращению России в страну со свободным рынком и демократией. Мы искренне верим, что эти две цели стоят и перед самой Россией. Наш диалог по вопросам стратегической безопасности продолжится и в будущем, я надеюсь, будет только расширяться. Мы совместно сотрудничаем по афганскому вопросу, в области достижения мира на Ближнем Востоке и в Совете Безопасности по вопросам терроризма, преступности и распространению наркотиков.
Нынешняя администрация в США продемонстрировала глубокую заинтересованность в диалоге с Россией. Сегодня ставки высоки, вызовы серьезны, возможности огромны. Можно сотрудничать, выложив карты на стол, и вести прямой и честный разговор. Другие возможности иллюзорны. Третьи -- жестоки и неприемлемы. Я предполагаю, что новая администрация также будет настроена на сотрудничество с Россией, поскольку развивать и углублять наши отношения -- во взаимных интересах.
Томас Пикеринг, заместитель госсекретаря США по политическим вопросам