|
|
N°193, 25 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефть в обмен на демократию
Первым новую политику США может ощутить на себе Казахстан
На первых полосах американских газет в эти дни появляются почти одинаковые фотографии. На заднем плане -- слегка размытый Джордж Буш, на переднем -- очередной назначенец его новой команды. Заняты пока не все основные вакансии -- будущий президент не назвал кандидата на должности шефа Пентагона и генпрокурора. Неясно и кто возглавит ЦРУ, хотя часто звучит имя Пола Вулфовица, замминистра обороны в администрации Буша-старшего.
Однако те, кто будет определять внешнюю политику Америки в начале следующего тысячелетия, уже известны. Ключевые посты госсекретаря и советника по национальной безопасности займут, соответственно, четырехзвездный генерал Колин Пауэлл и дипломированный советолог Кондолиза Райс. Тот факт, что позиции США в мире впервые в истории будут утверждать представители чернокожего меньшинства, бесспорно, будет способствовать росту престижа Америки за пределами богатого мирового Севера -- в Азии, Африке и Латинской Америке.
Так чего же ждать от Америки после 20 января, когда Джордж Буш займет Белый Дом? Ответ на этот вопрос в первую очередь ищут политики и аналитики в Москве и других столицах СНГ. Ведь с тех пор, как исчез Советский Союз, лидеры новых независимых государств в основном имели дело с одним американским президентом -- демократом Биллом Клинтоном. Именно ему досталось наследство 12-летнего правления республиканских администраций Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего, чьими усилиями и разрушалась советская «империя зла».
В ближайшие месяцы вряд ли стоит ждать резкой смены внешнеполитического курса Вашингтона. С одной стороны, новой администрации нужно время на раскачку. С другой -- и Пауэлл, и Райс пользуются репутацией людей крайне осторожных. Президент будет всецело доверять своему госсекретарю не только потому, что сам он откровенно не силен во внешней политике, но и потому, что точно знает: любое решение генерала -- результат долгого и серьезного анализа. Степень доверия Буша к продуманности решений Пауэлла один из влиятельных руководителей Республиканской партии, пожелавший остаться неназванным, охарактеризовал вашему корреспонденту следующим образом: «Если Пауэлл захочет вдруг перекрасить все туалеты в Вашингтоне в красный цвет, ему это будет тут же позволено».
Колин Пауэлл выступает за экономичность в расходовании американских ресурсов за пределами страны -- как человеческих, так и материальных. Америка, утверждает он, не должна превращаться в «пожарную команду», которая будет по первому вызову бросаться на тушение огня в любой точке земного шара. Это не значит, говорит Пауэлл, что США откажутся от роли мирового лидера. Америка останется единственной супердержавой, и никто не отменяет стратегию силового сдерживания возможных угроз. Но критерии оценок таких угроз могут измениться.
Вашингтон, вероятно, в определенной степени откажется от морализаторства, свойственного клинтоновской администрации. Значительную часть даже американской элиты, в первую очередь близкой к республиканцам, раздражал менторский тон госсекретаря Мадлен Олбрайт, которым она учила демократии и «правильной жизни» остальной мир, прежде всего -- постсоветские государства. Колин Пауэлл, как считают здесь, другой. Его стиль суше и прагматичнее.
В Москве такую позицию могут трактовать как своего рода карт-бланш для восстановления доминирующего влияния в тех регионах, где оно было утрачено. Это, однако, не значит, что между Москвой и Вашингтоном в обозримом будущем возможно некое соглашение -- формальное или неформальное -- о разделе сфер влияния. В этой связи симптоматичен обнародованный несколько дней назад доклад ЦРУ с оценками перспектив развития ситуации в России и Евразии до 2015 года. Согласно приведенному там анализу России в предстоящие 15 лет «не светит» преодолеть внутренние проблемы, связанные с криминализацией экономики, падением жизненного уровня, демографическим спадом. Стремясь решить эти проблемы, констатирует ЦРУ, президент Путин выстраивает авторитарный режим, хотя и иного типа, чем в советские годы. Россия, остающаяся крупной ядерной державой, будет наращивать усилия, чтобы на равных соревноваться с Америкой и Западной Европой и подчинить своему влиянию постсоветское пространство к югу и востоку от Москвы. Доклад звучит как напутствие новой администрации: мол, держите ухо востро, а порох сухим.
Такой известный эксперт по России и СНГ, как сотрудник американского Фонда Карнеги Марта Брилл Олкотт, считает, что до тех пор, пока Вашингтон не получит доступа к нефтяным ресурсам Ирака и Ирана, никаких принципиальных изменений во внешней политике США ожидать не приходится. То есть все по-прежнему будет определять «большая нефть» каспийского бассейна. Следовательно, считает г-жа Олкотт, новая администрация вряд ли станет так уж сильно драматизировать проблемы с демократией в Казахстане или Азербайджане.
Иного мнения придерживается ведущий дипломатический обозреватель влиятельной The Washington Post Майкл Доббс. В беседе с автором он заметил, что смена власти в Белом Доме, по его ощущению, способна повлиять на позиции таких, например, лидеров СНГ, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Доббс исходит из следующего: политика США в Центральной Азии зиждется на четырех основных посылах -- забота о правах человека, нефтяные интересы, противодействие усилению российского влияния и противостояние исламскому экстремизму. Определенное ослабление правозащитного аспекта в этой схеме неминуемо, но оно не исчезнет, и все факторы по-прежнему будут актуальны, хотя и в другом соотношении. Весь вопрос, в каком именно. Искушение для Назарбаева -- попытка сделать ставку на «техасское» происхождение Джорджа Буша и его вице-президента Дика Чейни, которым придется защищать интересы этого нефтяного штата. Но, как замечает Майкл Доббс, это может оказаться роковой ошибкой казахстанского лидера. Ведь американская внешняя политика -- это результат деятельности многочисленных групп влияния, точнее говоря, официальных лоббистов, и то, что сами Буш и Чейни «завязаны на нефтянке», не значит, что они смогут игнорировать другие интересы.
Кстати, отношения с Казахстаном могут стать для новой администрации Белого Дома первым испытанием на приверженность традиционным ценностям Америки, таким, как торжество закона и искоренение коррупции в деятельности американских компаний, в том числе и за рубежом. Одним из громких скандалов, будоражащих сейчас общественное мнение США, остается так называемое «дело Гиффена», которое расследует министерство юстиции. Джеймса Гиффена, юриста из Калифорнии, уже много лет подвизающегося в качестве официального советника президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, подозревают в нарушении законов США. Речь идет о его роли в переводе десятков миллионов долларов на счета в швейцарские банки, принадлежащие представителям руководства Казахстана, в том числе на именные счета самого президента Назарбаева.
Американские юристы, имеющие отношение к этому расследованию, считают: впервые за 40 лет собраны убедительные доказательства для того, чтобы обвинить американского гражданина в коррупции. Как стало известно корреспонденту газеты «Время новостей», в ближайшие недели в Вашингтоне будут обнародованы новые сенсационные подробности этого дела, которые кроме «казахстанского следа» укажут и на коррупцию среди известных российских политиков ельцинской эпохи. А в начале весны в США намечены сенатские слушания по «делу Гиффена».
Аркадий ДУБНОВ, Вашингтон