|
|
N°193, 25 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оборонный наказ
Пентагон подталкивает Буша к созданию ПРО
Американское военное ведомство сделало очередной шаг на пути создания системы противоракетной обороны. В пятницу Пентагон объявил о подписании с компанией "Боинг" контракта на общую сумму в 6 млрд долларов. Контракт, который предусматривает выполнение ряда работ в рамках программы ПРО, вступит в силу в январе 2001 года, то есть одновременно с инаугурацией нового президента Джорджа Буша, и будет действовать до сентября 2007 года. Если потребуется, общая сумма контракта может увеличиться до 13 миллиардов. Этот сигнал, казалось бы, ясно свидетельствует о решительных планах нового хозяина Белого дома по части строительства «ядерного зонтика», который вызывает такую неприязнь России. Однако на самом деле еще далеко неясно, готов ли Буш развернуть ПРО.
"Боинг" уже три года является генеральным подрядчиком строительства системы. Компания координирует работы по разработке и испытанию всех ключевых компонентов. "Этот контракт станет гарантией для администрации Буша, что она сможет гибко реализовывать программу", -- отметил официальный представитель Пентагона Рик Ленер. Напомним, что в течение всей выборной компании кандидат-республиканец не раз подчеркивал стремление построить систему национальной противоракетной обороны, невзирая ни на какие обстоятельства.
Впрочем, политическое решение о создании "ядерного зонтика" все еще не принято: президент Клинтон на такой шаг не решился и оставил его для будущей администрации, распорядившись продолжать все подготовительные и исследовательские работы. Контракт с "Боингом" -- как раз из этой серии. Предыдущее соглашение на сумму в 1,6 млрд долларов, подписанное в 1998 году, истекает, так что нынешний документ можно рассматривать как пролонгацию старого.
Примечательна и риторика республиканцев по проблеме ПРО. В выступлениях перед нацией команда Буша никогда не подвергала сомнению эту идею. Однако едва только они оказываются за границей, их настрой немедленно меняется: развертыванию системы, по их словам, будет предшествовать всесторонний диалог.
Представляется, что правду они говорят именно в последнем случае. Решение о строительстве ПРО чревато слишком большими проблемами. Россия развернула активную и в целом успешную дипломатическую кампанию по всему миру с целью убедить международное сообщество: выход США из договора по ПРО 1972 года, запрещающего развертывание такой системы, будет означать крушение всего блока «разоруженческих» соглашений. В приватных беседах представители российского военно-политического руководства признавались, что планы реформирования национальных вооруженных сил сейчас приходится составлять, по сути, в двух вариантах -- «исходя из благоприятного и неблагоприятного развития отношений с США»: другими словами с американской ПРО и без нее. «Неблагоприятные» планы выглядят мрачно. Если говорить о ближайшей перспективе (то есть о том, что не требует значительных затрат), то российские стратегические ядерные силы готовы вернуть на маршруты боевого патрулирования «ядерные поезда» (межконтинентальные баллистические ракеты железнодорожного базирования), возобновить вылеты стратегических бомбардировщиков, вооруженных ядерными крылатыми ракетами и бомбами, к воздушным рубежам «потенциального противника» и перебросить часть тактических ядерных боезарядов из центральной России поближе к границам (в том числе в Белоруссию и Калининградскую область). В среднесрочной перспективе -- возобновление дежурства у американских берегов подлодок с ядерными крылатыми ракетами на борту и установка на свои наземные межконтинентальные баллистические ракеты разделяющихся боеголовок. Наконец, в долгосрочной перспективе, неминуемо резкое увеличение выпуска ракет (как стратегических, так и промежуточной дальности) и созданию для них новых ядерных боеголовок повышенной мощности.
Но помимо России есть и еще один "тяжелый случай" -- Китай. Американская ПРО полностью нейтрализует китайский ядерный фактор. У Пекина не останется выбора, кроме как активно заняться наращиванием современного ядерного оружия. Все это в планы Буша точно не входит.
Как не допустить этого, одновременно не отказываясь от идеи ПРО и удовлетворяя возрастающие аппетиты ВПК -- одна из главных задач новой администрации. И она вполне выполнима. Техническая реализуемость затеи пока не доказана (из трех проведенных испытаний провалились два), так что немедленных решений от Буша не ждут. Военных же политика интересует мало: им нужна стабильность финансирования. Эта задача, учитывая хронический профицит бюджета, главе государства под силу. А к тому моменту, когда "Боинг", наконец, сможет построить перехватчик, который взрывается при попадании в цель, а не когда ему захочется, компромисс с зарубежными партнерами, скорее всего, будет найден.
Евгений АНТОНОВ, Юрий ГОЛОТЮК