Время новостей
     N°193, 25 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2000
Дым без огня
Налоговики не знают, как заставить нефтяников делиться
Многочисленные инициативы правительства по усилению налоговой нагрузки на нефтяные компании получили долгожданное развитие. На стол к президенту поступил пакет предложений, подготовленный министерствами по налогам и сборам и экономического развития и торговли. Выяснилось, что эффективных способов изъять у нефтяников сверхдоходы через налоги у правительства практически нет.

По мнению Геннадия Букаева и Германа Грефа, на сегодняшний день нефтяные компании платят налогов намного меньше, чем могли бы. Правда, в первую очередь от этого страдает не федеральный бюджет, а местные. «Результаты сравнительного анализа позволяют сделать вывод о том, что в 2000 году нефтяные компании сосредоточились главным образом на оптимизации налоговых обязательств перед местными и региональными бюджетами», -- говорится в самом начале докладной записки, подписанной гг. Букаевым и Грефом и направленной Владимиру Путину.

Делая подобные заявления, и г-н Букаев, и г-н Греф сильно рискуют. Не так давно Минфин опубликовал данные, согласно которым из-за использования так называемых внутрикорпоративных цен (цена, используемая для расчетов между подразделениями компаний) бюджет недосчитывается миллиардов налоговых рублей. Президент, внимательно выслушав финансистов, дал поручение Минэкономразвития и МНС разобраться и подготовить пакет мер по исправлению ситуации. Чиновники быстро разобрались и заявили, что изменить положение дел можно только одним способом: внести поправки в статьи 40 («Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения»), 20 («Взаимозависимые лица») и 45 («Исполнения обязанности по уплате налогов») первой части Налогового кодекса. Однако правительство еще весной собиралось внести подобные поправки в Думу. Тогда большинство депутатов высказались категорически против подобных изменений, и законопроект был отправлен на доработку в Минфин.

Никаким другим способом, кроме изменения законодательства, справиться с внутрикорпоративными ценами правительство сейчас не может. «Использование нефтяными компаниями внутрикорпоративных цен не противоречит законодательству и по своей сути является механизмом, с помощью которого головной компанией осуществляется финансовое управление деятельностью подконтрольных ей организаций, а также концентрируются финансовые ресурсы для реализации общекорпоративной стратегии, в том числе и в целях проведения собственной инвестиционной политики», -- к такому неутешительному для правительства и радостному для нефтяников выводу пришли авторы докладной записки. Таким образом, представители МНС и МЭРТ предлагают по крайней мере на время отложить тяжелую и практически бесперспективную борьбу с внутрикорпоративными ценами.

По словам представителей нефтяных компаний, правительство отказалось от борьбы с внутренними ценами после того, как были представлены расчеты, показывающие зависимость стоимости бензина, мазута, дизтоплива от внутрикорпоративных цен. Вообще, по мнению сотрудников компаний, нефть является товаром и, соответственно, облагается налогом только тогда, когда она уходит на экспорт. Внутри страны практически вся добытая нефть, не покидая пределы компаний, идет на переработку, и в этом случае налогами облагаются нефтепродукты.

Впрочем, вполне вероятно, что столь удобная для нефтяников позиция МНС объясняется не столько заботой о нефтяных генералах, сколько желанием избежать крупного скандала. Несколько лет назад налоговики придумали очень эффективный, но не совсем законный способ выполнения бюджетного задания по сбору налогов. Тогда мытари заключили с крупнейшими компаниями договоры, в которых было указано, сколько налогов «живыми» деньгами платит каждая компания. Чиновники МНС, точно зная, что при любых обстоятельствах необходимое количество налогов они с нефтяников получат, закрывали глаза, в частности, и на внутрикорпоративные цены. По оценке экспертов, подобные соглашения противоречат российскому законодательству в целом и Налоговому кодексу в частности.

Однако не потрясти карманы нефтяников -- не в правилах правительства. «В связи с отсутствием в настоящее время свободного рынка минерального сырья и невозможностью определения его рыночной цены предлагается рассмотреть вопрос об изменении механизма исчисления и уплаты ресурсных платежей, в частности об установлении твердой (в рублях на тонну) индексируемой в зависимости от колебаний мировых цен на нефть ставки налога на пользование недрами (роялти) в части, зачисляемой в федеральный бюджет», -- предлагают гг. Греф и Букаев. Кроме того, составители документа считают необходимым отказаться от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, одновременно увеличив налоговые ставки платежей за добычу полезных ископаемых.

Идеи, безусловно, интересные, но вряд ли исполнимые. Что, впрочем, признают и сами составители документа. «Переход к исчислению налога на добычу полезных ископаемых на основе установления адвалорной (плавающей. -- Ред.) налоговой ставки от стоимости добытого минерального сырья с существенным повышением доли федерального бюджета (до 75--80%) осуществим лишь при условии законодательного предоставления налоговым органам возможности реального контроля за ценами для целей налогообложения», -- пишут гг. Греф и Букаев. Однако в действующей сейчас правовой системе как раз контролировать внутренние цены налоговики не могут. «Одним из основных недостатков налогового законодательства является отсутствие в нем действенных норм, позволяющих осуществлять контроль за обоснованностью цен, применяемых для целей налогообложения», -- объяснял депутатам в прошедшую пятницу Геннадий Букаев. Исправить ситуацию можно опять-таки только поправками в Налоговый кодекс.

Поэтому основные усилия гг. Греф и Букаев предлагают сосредоточить на борьбе с уводом «товарно-денежных потоков и концентрацией прибыли в регионах с льготными режимами налогообложения, борьбой с занижением цен экспортируемой продукции и использованием фирм-однодневок». Совместными усилиями чиновников МНС и МЭРТ разработан ряд распоряжений правительства, которые позволят эти проблемы решить.

В частности, предлагается внести изменения в закон «О закрытых административно-территориальных образованиях». Чиновники считают необходимым законодательно запретить руководителям ЗАТО «прекращать действие или изменять ставки, а также устанавливать иные виды льгот по налогам и сборам», поступающим в федеральный бюджет. То есть с местными налогами руководство ЗАТО может творить все что угодно, а федеральные трогать категорически воспрещается.

Несколько сложнее обстоят дела с экспортными ценами. Дабы компании не могли уходить от налогообложения, занизив стоимость продажи нефти за рубеж, составители документа разработали концепцию «методики сопоставления экспортной цены нефти, указанной сторонами внешнеторговой сделки, и мировых рыночных цен на нефть». Сначала предлагается, используя котировки, определить мировую цену нефти марки brent. Затем, пользуясь поправочным коэффициентом, определяется цена нефти urals (которой, собственно, и торгует Россия). После чего полученную цену, учитывая место и способ поставки, страховку и другие существенные условия сделки, сравнивают с ценой, проставленной во внешнеторговом договоре. Если цены значительно разнятся (отклонение больше 20%), подобным договором начинают заниматься налоговая полиция и чиновники МНС.

Что же касается борьбы с фирмами-однодневками, то, по данным чиновников МНС, 219 тысяч юридических лиц (около 8% от общего числа российских организаций-налогоплательщиков) представляют «нулевую» отчетность, и «любая из указанных организаций потенциально может быть использована для уклонения от уплаты налогов». В самих нефтяных компаниях утверждают, что никогда не пользовались услугами «однодневок». А чтобы у налоговиков исчезли последние сомнения, компании готовы предоставлять в МНС полную информацию о движении своих товарно-денежных потоков.

Сотрудничая с государством, нефтяные компании надеются на ответные шаги. В частности, пока неясно, будут ли снижены экспортные пошлины на нефть, если нынешнее снижение мировых цен сохранится. По мнению представителя крупной нефтяной компании, несмотря на утвержденные методики расчета пошлины, сейчас нет никакой уверенности, что правительство все-таки пойдет на ее снижение.

Василий ВЕРБИН, Олег ЧЕРНИЦКИЙ