Время новостей
     N°193, 25 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2000
Судья слезам не верит
Как оценивается моральный вред, нанесенный гражданам, рассказывает член Московской городской коллегии адвокатов Максим ТРОФИМОВ.

Для того чтобы добиться в суде компенсации морального вреда, необходимо доказать факт его причинения. И это совершенно нормальная практика, поскольку в гражданском процессе каждая из сторон должна обосновать свои претензии. В качестве доказательств могут быть использованы показания свидетелей, справки из медицинских учреждений, заключения психиатров. Разумеется, далеко не всегда понесенные страдания отражаются на здоровье. Поэтому важно описать их. Впрочем, некоторые моральные издержки подразумеваются изначально. Например, плагиат неизбежно причиняет страдания автору. Однако в итоге размер компенсации зависит от суда.

В разных странах сложилась разная судебная практика денежной оценки моральных страданий. У всех на слуху потребительские дела по искам к табачным компаниям, когда американская юстиция присуждала миллионные компенсации. Однако такая практика типична как раз для стран с англосаксонской правовой системой, основанной на прецеденте. Это означает, что если судья во время процесса узнает, что когда-то по аналогичному делу была присуждена значительная сумма, он принимает практически аналогичное решение. Более умерены судьи в странах с континентальной системой права, к числу которых относится и Россия.

Хотя, конечно, даже по сравнению с Европой в России обычно присуждаются мизерные суммы. Особенно если речь идет о рядовых гражданах. В моей практике максимальная сумма -- 14 тыс. рублей. Правда, мне известен случай, когда по иску к Министерству обороны бывшему военному, ставшему инвалидом, было присуждено 40 тысяч. Большие суммы иногда присуждаются в публичных политических процессах.

Впрочем, это и неудивительно, учитывая качество нашего правосудия и судейского корпуса. Наши судьи и на нарушение имущественных прав смотрят сквозь пальцы. Что уж тут говорить про неимущественные права, стоимость которых нельзя оценить по документам.