Время новостей
     N°193, 25 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2000
Достоинство по цене костюма
Камерунец Клемент Габсия, жестоко избитый несовершеннолетними расистами в московской электричке, хотел всего лишь добиться справедливости. Поняв, что российские правоохранительные органы не намерены наказывать его обидчиков, он подал гражданский иск о возмещении морального и материального вреда. И недавно Головинский межмуниципальный суд Москвы его удовлетворил. Урон, нанесенный избитому камерунцу, служители Фемиды оценили в 27 тысяч рублей. Приблизительно столько стоила его изорванная в драке одежда.

Знакомство с российской правовой системой для аспиранта Государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина началось минувшей весной в электропоезде, следовавшем в Москву из Дедовска. На одной из остановок в электричку заскочили подвыпившие молодые люди. Чернокожий попутчик им не понравился. То, что произошло потом, в протоколе изложено достаточно сухо: «Действуя совместно и согласованно, пренебрегая общепринятыми нормами морали и поведения, ведя себя вызывающе агрессивно, побуждаемые расовой неприязнью, они подошли к гражданину Камеруна Габсии Клементу». На самом деле с криками: «Эй, негр! Что ты делаешь в нашей стране? Бей негра!» -- расисты стали измываться над Габсией. Спасло его, по российским понятиям, чудо. Сначала кто-то из пассажиров отважился по громкоговорящей связи вызвать милицию. Милиционеры появились на удивление быстро: уже через полчаса камерунец и один из хулиганов были доставлены в дежурную часть линейного отделения внутренних дел при станции «Москва-Рижская». Вся одежда на пострадавшем -- вплоть до нижнего белья -- была разорвана и залита кровью. Судебно-медицинская экспертиза установила потом, что пострадавшему нанесено «кратковременное расстройство здоровья на срок не менее трех недель».

Буйным ревнителем расовой чистоты московских электропоездов оказался студент МГИМО Петр Цивин, который на первом же допросе сообщил имена нескольких своих единомышленников: учащихся ПТУ Дмитрия Никишкина, Николая Ендельцева и временно не работающего и ранее судимого Василия Графова. Трое других хулиганов так и остались для сотрудников милиции таинственными Мишей, Владом и Настей.

Следствие по, казалось бы, элементарному делу тянулось много месяцев: на очных ставках молодые люди принялись опровергать данные поначалу показания. К тому же старший следователь Янина Ленкевич признается, что испытывала постоянное давление родителей подозреваемых. Отец будущего международника служит юристом в компании «Тайсон», а мать одного из пэтэушников Дмитрия Никишкина -- экспертом Внешэкономбанка. Несмотря на то, что вина молодых расистов была установлена, уголовное преследование в их отношении было прекращено -- по амнистии в связи с 55-летием победы над фашизмом.

Поначалу Климент Габсия надеялся, что его оскорбление не останется безнаказанным. Однако, наблюдая за работой нашей правоохранительной системы, постоянной сменой следователей и их реакцией на звонки от родителей его обидчиков, он убедился, что защищать свое достоинство придется как и тогда в электричке -- только самому. Узнав о прекращении дела по амнистии, он подал в суд, который, несмотря на отчаянное сопротивление ответчиков и их родителей, удовлетворил гражданский иск Клемента Габсии. Моральный и материальный ущерб камерунца наши служители Фемиды фактически приравняли к стоимости его разорванной одежды, возместить которую должны семьи хулиганов.

Виктор КУЗНЕЦОВ