Время новостей
     N°192, 22 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.12.2000
Из чего только сделаны стульчики
Московские дизайнеры превратили мебель от IKEA в искусство
Эйфория прошла. Кто-то просто привык, и ходит туда как в обычный хозяйственный магазин купить новый коврик взамен истоптанного. А кто-то разочарованно уходит оттуда, так ничего и не купив, -- слишком просто, слишком по-скандинавски грубо, слишком ширпотребно. Вещи из IKEA изменили жизнь среднеклассовых москвичей, но до уровня высокодизайнерской продукции так и не дотянули. Впрочем, не было и задачи. Зато московские дизайнеры получили прекрасную «болванку»: IKEA выдал пятидесяти дизайнерам по стулу -- самому простому деревянному стулу «Ивар» с прямой спинкой и плоским сиденьем, чтобы те подвергли его в буквальном смысле деконструкции, то есть разобрали и создали новое.

Вышло вот что. Зеленый стул -- новогодняя елка -- к спинке приделаны веточки с висящими на них апельсиновыми дольками. Стул «После бала» -- обрызганный разноцветным воском от свечей. Два «модных стула», обклеенных вырезками из глянцевых журналов, на одном -- модели, демонстрирующие наряды, на другом -- бесчисленные ярко накрашенные губы. Стул-жених в смокинге и цилиндре и рядом табуретка-невеста в фате. Стул, расписанный как лаковая миниатюра и украшенный резьбой. Устланный соломой, увешенный детскими игрушками, укрытый одеялом (а вдруг зима) и так далее.

Теперь список самых-самых.

Самый брутальный -- стул Андрея Шарова: из кучки опилок торчит лишь кусочек спинки (девиз автора: «... мы старый стул разрушим до основанья, а затем...»).

Самый трудоемкий -- Андрея Бартенева: он обклеен корешками глянцевых журналов (как уверяют организаторы, весит целых 50 кг).

Самый соблазнительный -- красный стул-женщина Ларисы Ломакиной: колени, ножки в туфельках, грудь и даже попа. Головы, естественно, нет.

Самый маскулинный -- Лаврентия Бруни: на сиденье масляной краской написаны трусики, на спинке, соответственно, лифчик.

Самый феминистский -- стул Татьяны Антошиной: это «голый мужчина», покрытый татуировками с картинками о море и любви.

Самый дамский -- Катрины Ершовой: он упакован в мягкие шерстяные нити, а сверху положена подушечка с воткнутыми в нее ромашками.

Самый детский -- создан в художественной студии «ДЭЗ №5», которой руководит Михаил Лабазов: дети испортили «Ивар» рисунками, надписями (в том числе и нецензурными) и царапинами.

Наконец, самый удобный -- «Красный цветок» Ольги Гречишкиной: на сиденье положена мягкая красная подушка.

Чтобы оценить все эти дизайнерские фантазии, нужно вспомнить о том, что на фабрике «Тонет», выпускавшей знаменитые венские стулья, называли «культурой сидения». Можно, конечно, превратить стул в опилки или вообще распилить его на кусочки, чтобы затем каждый кубик обернуть красивыми лентами (так сделала Дарья Разумихина), но вообще-то на стуле нужно все-таки сидеть. Поэтому хороши лишь те стулья, которые сохранили свою функцию, и лишь те дизайнеры, которые остались в рамках своей профессии, а не пожелали стать художниками.

Все пятьдесят стульев выставлены на всеобщее обозрение в Музее декоративно-прикладного и народного искусства. Выставку назвали «Стулья для «Мезонина», поскольку этот модный интерьерный журнал выступил в качестве заказчика-куратора экспозиции. Но самое поразительное во всей истории то, что с февраля выставка переедет в саму IKEA. Тем самым просто магазин превратится в художественное пространство. Опыт для Москвы почти беспрецедентный.

Николай МОЛОК