|
|
N°192, 22 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Роснефть» расписалась с индийской ONGC
Но этот альянс должны одобрить американцы и японцы
«Роснефть» подписала соглашение о продаже 20% акций в международном проекте «Сахалин-1» индийской компании ONGC. Сумма сделки не разглашается, хотя ранее сообщалось, что она может составить около 100 млн долл. Одним из условий продажи является обязательство ONGC финансировать не только свою долю в проекте, но и долю «Роснефти».
Проект «Сахалин-1» -- добыча нефти и газа на шельфе Охотского моря -- находится на начальной стадии и требует значительных инвестиций (более 10 млрд долларов), прежде чем начнет приносить прибыль. В конце 1998 года после августовского кризиса и в условиях падения мировых цен на нефть «Роснефть» оказалась не в состоянии делать ежеквартальные взносы в бюджет проекта пропорционально своей доле (40%). Тогда совет директоров компании, которая полностью принадлежит государству, принял решение о продаже половины доли «Роснефти» в проекте стратегическому инвестору.
Поиски инвестора продолжались в течение всего 1999 года, пока летом 2000 года не начались эксклюзивные переговоры с индийской ONGC. Эта государственная корпорация появилась в числе партнеров «Роснефти» благодаря межправительственным соглашениям России и Индии.
Самым серьезным конкурентом ONGC стала англо-американская BP Amoco, которая реализует огромную программу проникновения на топливный рынок Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая, и нуждается в расположенных по близости источниках сырья. Но предложения BP Amoco «Роснефть» отвергла. Буквально вчера представитель англо-американской компании Питер Хеншоу заявил агентству Интерфакс, что его компания «хочет приобрести 20% акций в консорциуме «Сахалин-1» у «Роснефти». Теперь это уже невозможно.
Перебить сделку с ONGC могут только американская Exxon и японская Sodeco, которые имеют по 30% в проекте «Сахалин-1». Согласно учредительным документам, в случае продажи одним из участников консорциума своей доли он должен сначала предложить ее другим акционерам (так называемое право первого отказа). Только если Exxon и Sodeco откажутся выкупить долю «Роснефти» на тех же условиях, что и ONGC, индийцы получат искомые акции. Ясно, что вопрос упирается скорее в политику, чем в экономические расчеты, поэтому предсказать поведение американцев и японцев сложно.
Ожидается, что после одобрения сделки «Роснефти» и ONGC участниками консорциума ее должны будут утвердить российское и индийское правительства, так как обе компании государственные. Затем предстоит внести изменения в учредительные документы консорциума и в соглашение о разделе продукции. Возможно, что к середине 2001 года эта сделка будет завершена.
Что же касается «Роснефти», то ее доля в проекте «Сахалин-1» по большому счету не изменится. Собственно «Роснефти» принадлежит 17%, а ее дочернему предприятию -- «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» -- 23%. «Продаваемый ONGC пакет акций консорциума будет формироваться в основном за счет доли «Сахалинморнефтегаза», -- сказал представитель «Роснефти».
В настоящее время все 40% проекта «Сахалин-1», контролируемые «Роснефтью» и ее «дочкой», находятся в управлении компании ЗАО «Сахалинские проекты». Летом акционеры ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», входящего в «Топ-30» котируемых в РТС акций по размеру капитализации, одобрили передачу своей доли в «Сахалин-1» в управление этому ЗАО. Так что проблем с реализацией чужой доли у «Роснефти» не будет. Компания рассчитывает направить вырученные средства на свои текущие инвестиционные проекты.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ