|
|
N°192, 22 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Защита Кучмы
Президент Украины приехал в Россию за поддержкой
Вчера вечером в Москву прибыл президент Украины Леонид Кучма. В России у главы соседнего государства насыщенная программа -- от участия в собрании, посвященном 80-летию ленинского плана ГОЭЛРО, до открытия сегодня в Санкт-Петербурге памятника Тарасу Шевченко. В перерывах между торжественными мероприятиями запланировано несколько раундов переговоров с Владимиром Путиным, и сегодня они имеют принципиальное значение для украинского лидера. От того, добьется ли Леонид Кучма поддержки Москвы, зависит, сможет ли президент Украины справиться с острейшим внутриполитическим кризисом, разгоревшимся у него дома.
Скандал с аудиопленками, свидетельствующими о возможной причастности Кучмы к исчезновению или убийству оппозиционного журналиста Гонгадзе, привел к бунту парламента и массовым выступлениям. Только во вторник в Киеве в марше протеста под лозунгами «Долой Кучму!» приняли участие больше пяти тысяч человек. Вчера в Верховной раде с эмоциональной речью выступил один из организаторов акции «Украина без Кучмы» Виктор Чемерис, а правительство обсуждало вопрос о возможной отставке силовиков -- министра внутренних дел и шефа службы безопасности. Одновременно парламент приступил к обсуждению законопроекта о специальных следственных комиссиях, которые могли бы проводить независимое расследование.
Если бы все происходящее было внутренней фрондой, игрой ва-банк раздробленной украинской оппозиции, президент, опирающийся на мощные спецслужбы, скорее всего справился бы c ситуацией. Но в Киеве все чаще говорят: масштаб скандала свидетельствует о том, что за ним стоят силы, куда более мощные, чем внутренние оппоненты Кучмы. А именно -- Запад, уставший от коррумпированного и неэффективного киевского режима. Пять лет Кучме удавалось держаться «на плаву», запугивая Европу и Америку «красным реваншем». Ему давали кредиты как стороннику демократии западного образца, а значит -- безальтернативной политической фигуре. Промах Леонида Даниловича заключался в одном: он не понял, когда позиция Запада изменилась.
Скандалы, связанные с коррупцией в ближайшем окружении президента, недавний референдум, фактически «отменяющий» парламент, гонения на СМИ, попытки продать России украинскую трубу -- основную магистраль, по которой газ подается в Европу -- переполнили чашу терпения Вашингтона и Брюсселя. Стойкую неприязнь к Кучме усугубили и его постоянные трения с прозападным правительством Ющенко, который пытался навести хотя бы элементарный порядок в экономике. Новая команда Белого Дома, судя по всему, займет по отношению к Украине более жесткую позицию, чем Клинтон. Об этом прямо заявил на днях украинскому «Новому каналу» эксперт одного из самых известных в США консервативных аналитических центров Rand Corporation Джон Тидструм. От Украины ждут «развития свободной прессы, независимой судебной власти, сильного парламента». Со всем перечисленным украинский президент усиленно боролся в последние годы. Козырной картой администрации Буша может стать экс-премьер Павел Лазаренко, томящийся в тюрьме Сан-Франциско в ожидании суда. Киевская оппозиция надеется, что его показания о личной причастности Кучмы к коррупции окончательно подорвут позиции власти.
После многократных предупреждений Совета Европы и Вашингтона о том, что конфликт вокруг «дела Гонгадзе» должен найти разрешение в рамках конституции и действующих законов, арсенал упреждающих действий президента значительно сузился. И если три дня назад он, игнорируя требования парламента послать в отставку шефа МВД Кравченко, вручил ему в торжественной обстановке почетный штандарт, то уже в среду ситуация резко изменилась. Демонстрантам, окружившим президентскую резиденцию, Кучма пообещал «рассмотреть вопрос» об увольнении силовиков.
В этой ситуации политическая поддержка Москвы критически важна для украинского президента, и именно об этом Леонид Кучма будет просить Владимира Путина. С одной стороны, возвращение Украины в свою сферу влияния, безусловно, является целью России, занявшейся в последнее время «собиранием земель» в рамках распадающегося СНГ. Однако в планы Москвы совсем не обязательно входит спасение карьеры лично Кучмы, к которому у России масса собственных претензий -- от воровства газа до поощрения антирусских настроений. А самое главное -- в Москве скорее всего понимают, что договоренности, тем более -- кулуарные, с лидером, позиции которого слабеют на глазах, чреваты тем, что после смены власти они просто утратят силу. Один такой союзник у Москвы уже есть -- легитимность президента Белоруссии Лукашенко вызывает сомнения, и его решения в принципе могут быть оспорены будущими минскими руководителями. Нужен ли России второй такой союзник -- большой вопрос.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев