|
|
N°192, 22 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хозяйственная культура
В нынешнем бюджетном году ассигнования на объекты культуры резко увеличились. Это не замедлило сказаться на кадровой политике местных властей, поспешивших провести нужную для себя ротацию "культурных кадров", заменяя "подвижников" на "хозяйственников". В частности, министерство культуры Ростовской области отказалось продлевать контракт с бессменным директором археологического музея-заповедника «Танаис» Валерием Чесноком. Человек, которого многие называют душой Танаиса, по мнению чиновников, не сможет «правильно» освоить те деньги, которые в будущем году придут в заповедник. Вместо обычных 30--50 тысяч заповедник получит около 3 миллионов рублей.
Духовная оппозиция
Понятно, что огромный археологический заповедник не мог полноценно существовать на то мизерное финансирование, которое ему выделялось все последние годы. Тем не менее в музее под открытым небом, не прекращаясь, велись раскопки и появлялись новые экспозиции. Такая научная активность связана главным образом с грантами Фонда Джорджа Сороса и с программами сотрудничества между «Танаисом» и Берлинским археологическим институтом. Немцы помогают каждые полтора года издавать книги о заповеднике и таким образом вводить в научный оборот все танаисские находки. А на гранты Сороса, к примеру, был создан амфорный зал, не имеющий аналогов в мире. Ведь здешние амфоры считаются эталонными, поскольку на территории города никогда не было никаких современных поселений. А кроме того, здесь было найдено столько сосудов, что Танаис по праву считают сосредоточием полной типологии античной амфоры.
Но «Танаис» -- не только крупный научный центр. Директор заповедника Валерий Чеснок, который возглавляет его без малого 30 лет, сумел придать античному поселению в дельте Дона и некий духовный «статус». В «Танаисе» творят поэты и художники, работают педагоги-новаторы, проводятся выездные уроки истории не только для школьников Ростовской области, но и Екатеринбурга, Москвы, Барнаула. Говорят, что директор заповедника фактически спас целую поэтическую школу «Заозерная», когда в советские годы приютил ее представителей у себя в качестве сторожей, дворников, электриков. В общем, Виктор Чеснок стал для «Танаиса» культовой фигурой, можно даже сказать, синонимом этого заповедного места.
И вот месяц назад, совершенно неожиданно, он получил письмо от министра культуры Ростовской области Валерия Иванова, где сообщается, что истекающий 31 декабря 2000 года контракт с Виктором Чесноком продлеваться не будет.
Вечное и вещее
Начальник отдела кадров министерства культуры Ростовской области Владимир Меняйло объяснил причину смещения Валерия Чеснока с поста директора «Танаиса» так: «Мы глубоко уважаем Валерия Федоровича. Он человек, имеющий склонность к научной работе, хороший человек, добрый. Но доброта и польза не всегда совпадают. В вопросах организационной работы ему не все удается, мягко выражаясь. Сто раз были разговоры, что в «Танаисе» надо создавать базу, надо строить. А чтобы строить, надо бегать. Работать с подрядчиками, со строителями, решать вопросы финансирования, согласования. Сейчас решается вопрос по проектно-сметной документации на уровне Москвы, а Чеснок об этом и не знает. Что это за директор, простите? Поэтому вместо директорства мы предложили ему должность заместителя по науке. Он сможет заниматься своей любимой археологией, иметь возможность писать книги. Ему будет сохранен и должностной оклад. А если кто-то там думает, что здесь какие-то игры ведутся, тот заблуждается».
Тем не менее, например, известный педагог-новатор, преподаватель Ростовского педуниверситета Татьяна Бабушкина, которая ежегодно устраивает лагерь для детей в «Танаисе», считает, что «плохим хозяйственником» Чеснок стал именно сейчас неслучайно. «Чиновники не понимают подвижников и бессребреников, -- говорит она. -- Это конфликт вечного и вещного. Я была в Москве на приеме у замминистра культуры Натальи Дементьевой. Как я поняла, вопрос о снятии Чеснока связан прежде всего с тем, что в следующем году на развитие музея-заповедника «Танаис» собираются выделить большие деньги. В нашем областном минкультуры посчитали, что Чеснок не сможет правильно их потратить».
Дорогой мост
Что такое «правильная» трата средств, превышающих обычно выделяемые «Танаису» в 100 раз, пока неизвестно. Вряд ли, конечно, дело дойдет до строительства в заповеднике шашлычных и устройства залов для дегустации вина из древних амфор. Но сам Валерий Чеснок догадывается, что чиновники минкульта имеют в виду. Не так давно довелось директору строить деревянный мост через ров, окружающий раскоп городища. Старый мост настолько обветшал, что стал угрозой для жизни многочисленных экскурсантов. Областное министерство культуры выделило «Танаису» на строительство нового моста 50 тысяч рублей, при этом, как утверждает Валерий Чеснок, его изначально обязали привлечь для постройки моста фирму «Чернявский и Ко». «Эта фирма, -- говорит директор, -- безо всякого тендера, постоянно выполняет строительные работы для областного минкульта. Они и мне представили смету -- 200 тысяч рублей, а с местными плотниками я договорился, что они возведут мост за 60 тысяч. Однако минкультуры настояло на том, что строительством займется фирма г-на Чернявского. Я подсократил выставленную смету, но все равно получилось 150 тысяч рублей. Делать нечего, смету утвердили и начали строить мост. Когда его построили, то «Танаис» остался должен фирме Чернявского 100 тысяч рублей, поскольку на строительство нам выделяли всего 50 тысяч рублей. Теперь мне это ставят в упрек, хотя дорогим мост получился исключительно благодаря самому минкультуры».
Друзья и коллеги Валерия Чеснока надеются, что им еще удастся отстоять нынешнего директора музея-заповедника. Они полагают, что большим деньгам нужен прежде всего честный и бескорыстный человек. Но последнее слово -- за областным министерством культуры
Музей-заповедник «Танаис» находится в 25 км от Ростова-на-Дону. В дельте Дона в районе хутора Недвиговка сохранились руины древнего города Танаиса. Он был основан в III веке до н. э. и простоял восемь веков. Свое имя город получил от греческого названия реки Дон.
Первые археологические раскопки на территории древнего Танаиса были предприняты в 1853 году профессором Московского университета Павлом Леонтьевым. Систематические же исследования начались в 1955 году. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 году здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. Основная часть экспозиции -- вскрытые раскопками участки древнего города -- своеобразный музей под открытым небом. Уникальность Танаиса заключается в том, что после гибели города на его месте больше не возникало поселений, благодаря чему культурный слой античной эпохи остался нетронутым.
Сейчас в Танаисе каждый год помимо российских археологов раскопки ведут ученые из Германии и Польши. В следующем году в Танаис намеревается приехать известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал, который хочет найти подтверждение своей теории о связях этого античного города со Скандинавией.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону