Депутаты Госдумы позволили Минатому России заняться весьма прибыльным, но и весьма рискованным бизнесом -- переработкой зарубежного облученного ядерного топлива. Подавляющее большинство парламентариев одобрили вчера в первом чтении поправки к законам «Об охране окружающей природной среды» и «Об использовании атомной энергии», развязывающие руки команде атомного министра Евгения Адамова. Рассмотрение законопроектов продолжалось не более полутора часов, хотя цена вопроса сопоставима с годовым бюджетом страны -- за 10--15 ближайших лет Минатом собирается заработать порядка 21 миллиарда долларов. Но это если не брать в расчет экологические последствия ядерного бизнеса.
Впрочем, депутаты их особо и не учитывали. Споры на вчерашнем заседании касались в основном того, как парламент будет участвовать в контроле над еще не хлынувшими в Россию финансовыми потоками. Именно за это упрекали сторонников законопроектов их оппоненты из «Яблока» и других фракций. В итоге едва ли не самым экологически настроенным депутатом оказался Виктор Илюхин, предложивший коллегам не принимать решение в спешке, а выслушать наряду с представителями Минатома хотя бы главу Госатомнадзора Юрия Вишневского. Однако парламентарии удовлетворились положительной «рецензией» собственного комитета по экологии и представителей правительства и президента в Думе.
С этим бизнес-планом Минатом выступает уже давно. Расчеты его экспертов показывают, что проект позволит не только обогатить бюджет, но и решить проблему отработанного топлива с собственных атомных станций и подводных лодок. Как сказал корреспонденту газеты "Время новостей" Евгений Адамов, на деньги, полученные на первом этапе, можно увеличить количество так называемых «мокрых» хранилищ, нынешней вместимости которых через 3--5 лет будет для России уже недостаточно, а через 10--15 лет возвести новый завод по переработке облученного топлива. Причем результатом сложной технологической операции будут не «грязные» отходы, а материалы, которые в дальнейшем можно будет опять использовать в топливном цикле. Наконец, до трети заработанных денег планировалось использовать на реабилитацию радиационно-загрязненных в первые десятилетия атомной эры территорий.
Оппоненты Адамова, и в частности глава Госатомнадзора Юрий Вишневский, считают, что этот рискованный бизнес может стать не источником доходов, а лишней головной болью. «Неизвестно где мы все будем через 10 лет, в течение которых Минатом обещает заработать миллиарды, -- заявил нашему корреспонденту г-н Вишневский. -- Пока конкретно речь идет только о двух тысячах тонн ОЯТ из Швейцарии. Это топливо можно привести в Россию и заполнить хранилище в Красноярске. Правда, в этом случае через 3--4 года нам некуда будет девать топливо со своих станций».
Проверить на практике свои оптимистические расчеты атомщикам до сих пор не удавалось. Предпринятая в 1995 году попытка провести эксперимент на горно-химическом комбинате в Железногорске закончилась провалом. Указ Бориса Ельцина, позволявший комбинату принимать отработанное топливо зарубежных АЭС, был оспорен в Верховном суде представителями «Гринпис». И тогда атомщики зашли с другого конца -- они поставили себе цель изменить 50-ю статью закона «Об охране окружающей природной среды», на которую постоянно ссылались «зеленые» и судьи ВС. Вчерашние слушания показали, что действия по созданию в новом парламенте мощного атомного лобби завершились успешно.
Каково ваше отношение к ввозу на территорию России из других государств материалов на хранение, захоронение или переработку?
Определенно отрицательное |
81,5 |
Скорее отрицательное |
12 |
Нейтральное |
3,9 |
Скорее положительное |
0,4 |
Определенно положительное |
0,4 |
Затрудняюсь ответить |
1,8 |
Независимый исследовательский центр РОМИР. Опрос городского населения России в возрасте от 18 лет по репрезентативной выборке. Объем выборки 1111 человек. 2000 г.