|
|
N°191, 21 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мерседес" для доверчивой звезды
Российская элита ездит на ворованных автомобилях
Беспрецедентное расследование, в сферу которого невольно попала значительная часть российской элиты, ведут сотрудники ГУБОП и Следственного комитета при МВД. За непродолжительный срок следователи выяснили, что многие известные в стране люди ездят на нерастаможенных (в лучшем случае), а то и просто краденых лимузинах. Вины артистов, звезд эстрады и банкиров в этом нет -- просто все они в свое время столкнулись с пятеркой предприимчивых аферистов, поставивших бизнес по продаже дорогих, но "левых" автомобилей на поток. По самым предварительным подсчетам, мошенники нелегально доставили и зарегистрировали в Москве несколько сотен машин представительского класса. При этом эмиссары дельцов работали в поисках иномарок почти по всему миру, а в столице у них нашлось немало покровителей в самых разных ведомствах. Во многих из них после появления уголовного дела началась настоящая чистка -- и некоторые из помогавших аферистам госслужащих уже расстались со своей работой.
Лимузины как резина
По версии следствия, за всеми этими многочисленными аферами с престижными автомобилями стоят пять человек -- Юрий Праг, Вадим Александровский, Александр Борис, Александр Каменский и Олег Кулешов, объявленные сейчас в федеральный розыск. Все они отличаются природной изобретательностью, смекалкой и обширными связями как в деловых кругах, так и в уголовном мире. Стоит отметить, что способов мошенничества с автомобилями дельцы придумали сразу несколько, и каждый из них заслуживает отдельного рассказа.
Поначалу пятерка работала почти честно -- по заказу клиента дельцы приобретали за рубежом престижные автомобили, доставляли их в Россию по линии различных льготников («чернобыльцев», Героев Советского Союза и России и т.д.). Дальше покупатели платили за выбранную ими машину относительно небольшую цену плюс комиссионные самим дельцам. Однако постепенно число льготников, имеющих право по дешевке доставлять в Россию машины, стало уменьшаться, да и желаемых прибылей такой бизнес не приносил. И тогда Праг и Ко стали придумывать различные схемы нелегальной доставки и регистрации автомобилей. Так, на несколько десятков завезенных машин они просто подделали документы -- будто этот груз уже прошел растаможку в Белоруссии (до недавнего времени наши законы разрешали не растамаживать такие машины в России). Еще на часть автомобилей, доставленных нелегально в Россию, были изготовлены липовые паспорта транспортного средства.
Нелегальный бизнес разрастался, и вскоре у дельцов появились заграничные компаньоны. Спецслужбы установили, что помощь автодилерам оказывали и немцы. Они регистрировали на себя фирмы, которые арендовали или брали в лизинг престижные иномарки. После этого машины нелегально перегонялись Прагу и "партнерам" в Россию. При этом немцы специально выжидали несколько недель, пока автомобили доберутся до нас и их зарегистрируют, и только после этого несли в полицию заявления о якобы случившейся у них краже автомобилей. Другие компаньоны Прага жили в США и действовали менее изощренно -- просто воровали дорогие иномарки с автостоянок. Потом машины, оформленные как подержанная резина, грузили в контейнеры и на кораблях привозили либо в порт Ильичевский (неподалеку от Одессы), откуда иномарки перегонялись в Россию, либо непосредственно в порт Санкт-Петербурга. Причем и в этом случае информация об украденных машинах попадала в международные базы данных только после того, как иномарка находила хозяина в России. Подключившиеся к расследованию сотрудники ФБР не исключают, что в этом деле могут быть замешаны их нечистоплотные коллеги, и сейчас все эти случаи изучает местная служба собственной безопасности.
Суд сгорел, а подписи остались
Как отмечают следователи, самым сложным для аферистов, поставивших на поток доставку в страну ворованных и «левых» машин, была их регистрация в России, и тут мошенники изобретали самые изощренные схемы. По нашим законам, если автомобиль, числящийся в международных розыскных базах, был обнаружен сотрудниками ГИБДД, те обязаны передать его местным милиционерам, которые решают, стоит ли возбуждать по факту обнаружения краденой машины уголовное дело. И только если милиционеры выдают справку об отказе в возбуждении уголовного дела, хозяин автомобиля имеет право зарегистрировать его на себя. Праг же через свои связи в правоохранительных органах упростил эту сложную процедуру и свел ее к минимуму. Он сразу шел к своим знакомым милиционерам и просил их (понятно, не безвозмездно) выдать ему справку, что по факту обнаружения той или иной машины в возбуждении дела отказано. При этом аферисту удавалось получать заветные документы без всякого задержания автомобиля ГИБДД и даже до того, как его объявили в международный розыск. А получив на руки бумаги об отказе в возбуждении уголовного дела, Праг смело шел в ГИБДД и требовал, чтобы его машину официально зарегистрировали. Таким способом аферисты умудрились поставить на учет несколько сотен машин, однако потом им пришлось поменять тактику. Из-за массового потока «отказных» заявлений на машины начиная с 1998 г. в ГИБДД просто перестали регистрировать такие автомобили.
Тогда Праг со товарищи переключились на другой способ легализации иномарок. Через свои связи в судах они стали получать постановления служителей Фемиды о том, что представители ГИБДД обязаны зарегистрировать ту или иную машину. Тут уж автоинспекторы были бессильны и ставили на учет машины Прага. Всего, как считают следователи, при помощи судов автодилерам удалось зарегистрировать как минимум десяток «левых» иномарок. Однако потом и этот способ перестал работать. Дело в том, что в нескольких московских судах, а особенно Тушинском и Хорошевском, где в основном и принимались решения по машинам Прага, были проведены проверки, по окончании которых часть судей уволилась. После этого официальные справки из судов команда Прага получать уже не могла, и тогда аферисты стали эти справки просто подделывать. Им повезло -- тогда как раз сгорел Тимирязевский суд, и сотрудникам ГИБДД стало сложно проверить, выносил ли он то или иное решение, поскольку большая часть документации была уничтожена огнем. Уже позже спецслужбы выяснили, что на многих документах, представленных Прагом, стоят либо липовые печати и подписи, либо автографы судей, которые давно нигде не работают.
И даже сосед Ельцина
Сейчас спецслужбы затрудняются назвать точное количество иномарок, которые Праг и Ко нелегально доставили и зарегистрировали в России. Однако уже ясно, что счет их идет на сотни. И это не подержанные «Фольксвагены» или «Шкоды», а абсолютно новые машины класса «А» -- пятисотые и шестисотые "Мерседесы", джипы "Мерседес" и "Линкольн-Навигатор", "Рэндж-Роверы" и т.д. Понятно, что сразу возникает вопрос: кто же стал собственником этих машин? Сыщики выяснили и это. Для начала Праг и Ко, как люди осторожные, регистрировали машины на бомжей и алкоголиков (порой доходило до курьезов -- оперативники нашли одного пьяницу, которому в разное время принадлежало 15 престижнейших иномарок). Потом владельцами лимузинов становились люди, известные на всю страну. Они покупали машины у аферистов по тем же причинам, что и простые смертные. Во-первых, из-за относительно невысокой цены (краденое, как известно, всегда дешевле, а в данном случае "вилка" составляла порядка 10--20 тыс. долларов), а во-вторых, купить иномарку обычно предлагал кто-то из знакомых и, казалось бы, проверенных людей. В среде представителей шоу-бизнеса лимузины помогал продавать продюсер нескольких популярных музыкальных групп Олег Афонин, который сейчас арестован за другие преступления. По уверениям оперативников, именно с его помощью «левыми» автомобилями обзавелась чуть ли не половина представителей шоу-бизнеса. Среди покупателей "черных" иномарок числятся также банкиры и актеры, и даже сосед бывшего президента России Бориса Ельцина по элитному жилому комплексу на Осеннем бульваре. Все они проходят по этому делу как свидетели.
Александр ШВАРЕВ