|
|
N°191, 21 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Земля в иллюминаторе
Продавать и покупать участки по-прежнему можно только из -под полы
Земля в России так и осталось вне закона. Попытка СПС провести поправку, которая активизировала бы замороженную 17 «земельную» главу Гражданского кодекса, потерпела фиаско. Законопроект голосовали дважды и поименно. Лучший для сторонников включения земельных участков в легальный оборот результат - 201 против 174. Для введения в стране законной купли-продажи, а также и иных операций с землей, не хватило всего 25 голосов. Правые проиграли. Их избирателям, входя в новый век под старую песню о главном, невозможно будет порадоваться хотя бы тем, что если в уходящем веке не удалось похоронить старые символы, зато удалось решить вопрос о земле.
Исход мог быть иным. Если судить по результатам голосования - набрать недостающие 25 голосов было возможно. Просто в начале седьмого вечера в зале сидело, как дотошно подсчитала актриса Елена Драпеко (КПРФ), 113 человек, и сторонники разморозки земельного вопроса бегали по рядам хуже, чем их оппоненты. Сомнительно, например, что либеральный Александр Шохин голосовал бы против введения свободного земельного оборота, если бы он находился в зале заседаний. И это - не единичный пример.
Правые, не сумевшие ни организовать голосование в нужное время ( опытнейший думский лоббист Геннадий Кулик предлагал перенести голосования на пятницу, чтобы "утрясти некоторые вопросы»), ни толком мобилизовать все возможные голоса, лишь подтвердили свою сугубо теоретическую пригодность.
Кроме вполне академичного доклада Павла Крашеннниникова, прочие защитники законопроекта своими выступлениями лишь портили дело. Депутат от ОВР Игорь Лисиненко не нашел лучшего аргумента как то что, привлечь ностранных инвесторов в страну можно лишь, позволив им покупать землю. Он также вспомнил "малоземельную" Индию, где участки свободно раздают отставным офицерам.
Рассказ про чужеземных военных, задел за живое представителя президента Александра Котенкова. Он агитировал узаконить, наконец, земельные отношения, ссылаясь на собственный печальный опыт. «Там простым офицерам дают, а мне как генералу положено было бесплатно 25 соток, я едва получил 16 и заплатил за них куда больше, чем если бы покупал», - поведал г-н Котенков, прибавив назидательно, что деньги пошли вовсе не в казну. Неуместный вопрос « а куда?» - повис в воздухе. Куда идут деньги за законно и незаконно отдаваемые под дачи и иные нужды сельхоземли, леса и т.п. все и так знают.
Аграрий и новоиспеченный полковник ФСБ Николай Харитонов, знающий об этом, как человек близкий к земле, не хуже других, ограничился заявлением, что за закон проголосуют только те, « у кого вместо сердца - кирпич, а вместо глаз - доллары». Не менее осведомленный Геннадий Кулик (ОВР) предложил компромиссное решение вопроса: главу разблокировать, но специально записать, что свободный оборот земли не распространяется на сельскохозяйственные участки, до тех пор, пока не будет принят Земельный кодекс и закон об обороте земель сельхозназначения.
С этим вариантом согласились и авторы идеи о размораживании 17-й главы ГК, и г-н Котенков. Если рассматривать землю с точки зрения развития рынка, то главный интерес представляют не сельские , а городские и промышленные земли. Однако компромисса не вышло. И помимо торопливости правых, спешивших отыграться за гимн, причиной тому - невнятная позиция президента. Г-н Харитонов уверял, что г-н Путин обещал ему в 1, 2 или 3 декаде января внести наконец Земельный кодекс. Правые в кулуарах уверяли, что г-н Путин поддерживает их. На самом деле, судя по тому, что «Единство" в полном составе голосовало «за» а пропутинский «Нардеп» большей частью против, президент решил занять позицию наблюдателя. Земля - вопрос, способный расколоть нацию, куда больше чем музыкальные пристрастия. Старающийся быть отцом нации, Владимир Путин не хочет примыкать ни к кому. Для его же администрации непринятые земельные законы - еще один отличный предмет для игры с различными думскими силами.
Светлана ЛОЛАЕВА