|
|
N°191, 21 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прокурор юстиции
Минюст претендует на решение кадровых вопросов в ведомствах
Министерство юстиции пытается навести порядок в сфере ведомственного нормотворчества. Вчера в Минюсте прошло посвященное этому вопросу совещание руководителей юридических служб федеральных ведомств.
По подсчетам специалистов, создание одного нормативного акта обходится налогоплательщикам в 4920 рублей. Ежегодно в Минюст поступает на регистрацию около тысячи таких актов, и треть их возвращается назад на доработку. В основном это документы из МНС, Минобороны и МВД. Однако нередко отрицательное заключение Минюста вообще игнорируется, акты вводятся в действие. Поэтому назвать точное количество действующих актов, нарушающих права граждан, никто не в силах.
Есть и другая проблема: многие нормативные акты вообще не присылаются в Минюст. «Хотя это и запрещено, ведомства издают их в виде телеграмм и писем, которые они не обязаны нам присылать на регистрацию», -- пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» первый замминистра юстиции Юрий Демин.
Ситуация осложняется и отсутствием налаженной системы контроля за ведомственным нормотворчеством. Минюст подчас черпает информацию из СМИ. «Чтобы изменить ситуацию, -- говорит г-н Демин, -- мы решили участить проверки ведомств. Сейчас они проводятся несколько раз в год выборочно. Теперь все 58 ведомств обязательно будут проверяться дважды в год. Отчеты будут направляться в правительство, а также главам этих ведомств».
Однако одними проверками проблемы не решить. Ведь в любом случае незаконный акт будет действовать до проверки, а после нее может быть переиздан. Минюст является не только «полуслепым», но и «беззубым» ведомством -- наказать ослушника он не может. Министр лишь может обратиться в правительство с предложением привлечь проштрафившегося высокопоставленного чиновника к ответственности. Пока таких прецедентов не было. Потому Минюст решил усилить не только контрольные функции, но и постараться обзавестись карательными. «Нам необходимо право обращаться в суд с требованием об отмене незаконного акта, -- поделился планами Юрий Демин. -- Но этого недостаточно, ведь судебные процедуры довольно длительны. Необходим более быстрый -- административный механизм. Возможно, нам нужны полномочия, близкие к прокурорским, чтобы наши предписания исполнялись в обязательном порядке под угрозой штрафов или иных санкций».
На вчерашнем совещании шла речь и о непосредственных создателях незаконных актов -- ведомственных юрслужбах. Они крайне редко готовы пойти против руководства, а потому ставят свои визы под даже заведомо незаконными приказами. Высказывалось предложение даже о введении двойного подчинения этих служб, чтобы они были подчинены одновременно и родному ведомству, и Минюсту. «На мой взгляд, такой подход слишком радикален, -- считает г-н Демин, -- однако гарантии независимости необходимы. В частности, можно создать механизм, при котором руководители юрслужб назначались и снимались бы по согласованию с Минюстом». Пока же принято решение о создании координационного совета юридических служб федеральных органов исполнительной власти.
Филипп СТЕРКИН