|
|
N°190, 20 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старый друг лучше новых двух
Роберт Холл и Beaux Arts Trio на «Декабрьских вечерах»
Нидерландский бас-баритон Роберт Холл и американское Beaux Arts Trio, только что давшие на «Декабрьских вечерах» два концерта, давнишние друзья фестиваля. К небольшой концертной площадке Пушкинского музея их пристрастил еще сам Святослав Рихтер. Нельзя не отметить, что вкусы у великого пианиста были отменные. Спустя годы после первых приездов этих музыкантов в Москву они по-прежнему вызывают восхищение и любовь, не сравнимую даже с той, которую мы готовы отдать новым, возможно, более модным звездам фестиваля.
Музыканты не предлагают ничего нового и неизведанного. Старые программы, проверенные методы, исключительное качество. Говоря о качестве, меньше всего имеешь в виду точность нот. Если и проскользнет фальшивая, никто на это не обратит внимания. И верность композиторскому стилю тоже не важна. Шуберт (трио ор. 100) и Бетховен (трио №7) в исполнении Beaux Arts Trio похожи друг на друга как две капли воды. И совершенно не похожи на Шуберта в исполнении Холла («Прекрасная мельничиха»).
Важна та огромная музыкантская личность, которая стоит за исполнением Шуберта, Бетховена и кого угодно еще. За музыкой следишь не отрываясь -- от первого до последнего такта. Отвлечься, расслабиться или равнодушно заняться смакованием стильных деталей не получится ни за что. В каждой музыкальной фразе кипит напряженная жизнь, изматывающая и самих музыкантов, и их слушателей не меньше, чем игра хорошего актера. Безусловно, актерские данные здесь играют не последнюю роль. Но, для того чтобы этот нередкий среди музыкантов талант не опошлил все происходящее, нужны еще убежденность, искренность и полная самоотдача.
В каждом из ансамблей лидер виден невооруженным взглядом. В давно сложившемся дуэте нидерландского певца с тонким, чутким и умным пианистом Олегом Майзенбергом -- это Холл. Малейшее изменение в его крупном, грубоватом лице играет почти такую же огромную роль в течение музыкальной мысли, как и любой оттенок его немолодого уже голоса. Холл -- один из самых почитаемых камерных певцов -- известен своей привязанностью к Шуберту. Трудно подсчитать, сколько раз в жизни он исполнял знаменитые песенные циклы австрийского романтика, но чувства и эмоции певца от этого многократного употребления нисколько не стерлись. Гнев, боль, любовный экстаз и мрачный сарказм звучат в его голосе с невиданной силой. Романтическую философско-любовно-пасторальную историю, изложенную в «Прекрасной мельничихе», Холл трактует абсолютно трагично. Светлых мест он не находит ни в юношеском стремлении в путь, с которого начинается цикл, ни в недолгих радостях взаимной любви, дарованных герою шубертовских песен. Майзенберг подхватывает эту мысль, в соответствии с ней великолепно выстраивая свою фортепианную партию -- от грубых, топочущих басов первых номеров к прозрачной отрешенности финала.
По мысли Beaux Arts Trio Шуберт, а вместе с ним и Бетховен, -- значительно более веселые композиторы, в музыке которых всегда есть место если не шутке, то хотя бы удивлению. Мысль эта, конечно, принадлежит не всему трио, в состав которого входят пианист Менахем Пресслер, скрипач Йонг Ук Ким и виолончелист Антонио Менесес, а только его бессменному руководителю и основателю, совершенно феерическому старичку, сидящему вполоборота к своему роялю и умудряющемуся управляться не только с собственными клавишами, но, кажется, еще и со струнами и смычками двух коллег. Трио, относящееся к породе древнейших музыкальных коллективов и существующее уже 45 лет, с рихтеровских времен основательно помолодело и имеет теперь весьма экзотический состав: еврей, кореец и бразилец. Однако разница в национальных темпераментах совершенно не мешает полному взаимопониманию внутри коллектива. Они вместе дышат, вместе чувствуют и вместе рассказывают сотни занимательных музыкальных историй.
Екатерина БИРЮКОВА