|
|
N°190, 20 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Краеугольный камень» за пазухой
Канада поддержала Россию против США
Сегодня встречей с влиятельными канадскими бизнесменами в Торонто Владимир Путин завершает свой визит в Канаду, последнюю из стран «большой семерки», с лидером которой он до сих пор не встречался с глазу на глаз. Переговоры российскому гостю, судя по всему, удались. По итогам встречи с премьером Жаном Кретьеном подписано совместное заявление о сотрудничестве в области стратегической стабильности. Документ уникальный: в нем Канада, ближайший сосед и союзник США, выступает, по сути, с «пророссийско-антиамериканских» позиций буквально по всем важным сейчас для Москвы вопросам. Оттава поддерживает российские предложения о предотвращении гонки вооружений в космосе, выражает надежду на скорейшее вступление в силу Договора СНВ-2, одобряет инициативы о дальнейших сокращениях стратегических вооружений. Самым же большим подарком Путину стал пассаж совместного заявления, посвященный перспективам сохранения Договора по противоракетной обороне. В нем зафиксирована позиция, согласно которой «Договор по ПРО 1972 года является краеугольным камнем стратегической стабильности и важной основой международных усилий по ядерному разоружению и нераспространению». Тем самым Канада выражает явное несогласие с планами США приступить к развертыванию национальной системы противоракетной обороны, которые противоречат упомянутому «краеугольному камню».
Особую пикантность «антиПРОшному» демаршу Оттавы придает то, что американские планы создания системы противоракетной обороны в значительной степени связаны именно с Канадой. Дело в том, что с 1958 года безопасность этих двух стран обеспечивается NORAD -- Объединенным командованием аэрокосмической обороны Северной Америки. Предназначение NORAD -- оповещать о пусках баллистических ракет и вообще защищать территории США и Канады от любого воздушно-космического нападения. Естественно, что и мечты Вашингтона о создании полноценной ПРО были связаны именно с NORAD: ему отводилась роль командного центра всей этой сложнейшей системы. Американских военных страшно нервировали даже малейшие намеки канадских коллег на возможность отказаться от совместного развертывания ПРО. В мае заместитель шефа Космического командования США вице-адмирал Герберт Браун уже пригрозил канадцам, что в случае «непослушания» их ожидают ужасающие последствия. «У нас не будет абсолютно никаких обязательств в отношении обеспечения обороны канадских городов», -- заявил адмирал. При этом он пояснил, что выпущенного для защиты Оттавы «перехватчика» может не хватить для обороны какого-нибудь американского города, а посему «американский народ может не понять целесообразности расходования наших ракет для защиты этой не участвующей в НПРО страны». Канадцев, судя по всему, впечатлили пламенные речи американского военачальника: по крайней мере летом нынешнего года Оттава после некоторого колебания все-таки продлила заканчивающийся срок действия договора с США о совместном использовании NORAD. Получилось, надо сказать, очень удачно: Объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки остается подконтрольным Канаде по крайней мере до мая 2006 года. А значит, исходя из логики заявления Путина--Кретьена, американские планы развертывания ПРО на ближайшее пятилетие становятся еще более призрачными.
Канаде, как и другим мировым державам, приходится делать непростой выбор между позициями США и России в их «противоракетном противостоянии». Конечно, США располагают сейчас куда более мощными, чем Россия, «рычагами давления» на сомневающихся. Однако и неоднократные заявления Москвы о том, что односторонний выход США из Договора по ПРО будет означать крах всей системы стратегических соглашений, не пустая угроза. Буквально за несколько дней до визита Путина в Канаду шеф российского Минатома Евгений Адамов провел совещание с директоратом национальной ядерно-оружейной отрасли. Одно из указаний министра звучало недвусмысленно: «Подготовить программу работ на центральном полигоне РФ на случай вынужденного выхода России из договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний». А уж если на Новоземельском полигоне вновь зазвучат ядерные взрывы, о «стратегической стабильности» можно будет забыть всерьез и надолго. Если не навсегда.
Юрий ГОЛОТЮК