|
|
N°190, 20 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налоговый переполох
Вторая часть Налогового кодекса с полным правом может называться многострадальной. Сегодня в четверть десятого утра думский бюджетный комитет лихорадочно начнет чистить уже принятые Думой и отправленные на утверждение Совета Федерации поправки в закон «О введении второй части Налогового кодекса в действие». К 10 утра, началу заседания Думы, этот законопроект должен быть приведен в надлежащий вид и внесен в повестку думского заседания. Депутатам будет предложено вернуть закон во второе чтение, внести кое-какие изменения, снова принять во втором и третьем чтениях и направить обновленную версию в Совет Федерации. Сенаторам предстоит утвердить, во-первых, изменения в саму вторую часть НК, а затем и изменения в закон о ее введении. Короче, «исправленному верить».
Публичным инициатором очередного налогового переполоха выступил вице-премьер Алексей Кудрин. Вчера на заседании сенатского бюджетного комитета он заявил о необходимости еще слегка подправить уже исправленный депутатами закон «О введении...». Нужно всего лишь уточнить порядок начисления пеней во внебюджетные фонды по задолженности, накопленной на начало 2001 года. Уточнение, как пояснил сенаторам Алексей Кудрин, носит чисто технический характер. Члены верхней палаты вдаваться в детали не стали.
На самом деле предлагаемая поправка вовсе не техническая и тянет, по некоторым оценкам, на 150 млрд рублей. В качестве истинного ее автора называют главу Пенсионного фонда (ПФ) Михаила Зурабова. Согласно принятому депутатами закону «О введении...» пени по начисленной на 1 января 2001 года задолженности во внебюджетные фонды должны начислять по определенной в первой части НК и одинаковой для всех налогов ставке -- 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Пенсионный фонд же исчислял пени по гораздо более высокой ставке -- 1% от суммы долга в день. Поскольку новая ставка вводится на всю ранее накопленную задолженность, а все взносы во внебюджетные фонды с нового года заменяются единым соцналогом, то ПФ, как и прочим фондам, придется возвращать налогоплательщикам излишне взысканные деньги. Внимательно прочитав принятый депутатами закон, в ПФ, естественно, занервничали (хотя, по оценкам независимых экспертов, сомнительно, что пришлось бы на самом деле возвращать слишком много: большая часть штрафов и пеней была реструктуризирована). Нервный ток от чиновников фонда побежал по проводам госмашины. По слухам, ответственному за Налоговый кодекс первому замминистра финансов Сергею Шаталову выговаривал едва ли не глава президентской администрации Александр Волошин лично.
Возможно, это легенда. Но то, что Думу в нарушение всех регламентных норм заставят вернуться к уже принятому закону, чтобы собравшийся на последнее заседание в этом году Совет Федерации мог одобрить «правильный» текст, -- свидетельство борьбы серьезных интересов весьма влиятельных людей. «Техническую» поправку решено вносить буквально в экстремальных условиях.
Сенаторы -- тоже люди серьезные. И последняя история с Налоговым кодексом должна лишь подтвердить их репутацию «государственно мыслящих» политиков. Пошли бы на поводу у правительства, приняли поправки в НК и закон о введении в конце ноября -- и допустили бы такой «технический» просчет. Но они были снисходительны к ошибке кабинета и, со своей стороны, просили убрать из того же закона норму про обязательное введение пятипроцентного муниципального налога на прибыль. Г-н Кудрин согласился. И даже нашел этому подходящее объяснение: автоматически ввести налог с 1 января 2001 года все равно не удается, кто хотел, его уже ввел, а 10 «не успевших» регионов (например, Санкт-Петербург) сделали это «вполне сознательно».
Правительство и губернаторы друг друга поняли. Теперь главное -- не допустить бунта на думском корабле. Протестующие против налоговых новшеств коммунисты могут потребовать рассматривать поправки в соответствии с регламентом. Правда, скорее всего их уймут. Вытащив, к примеру, дежурную страшилку про передел думских комитетов. И все закончится хорошо, как в рождественской сказке. Если, конечно, под новогодней елкой кто-нибудь не вычитает в уже подписанных президентом законах еще что-то столь же ужасающе «техническое».
Светлана ЛОЛАЕВА