|
|
N°189, 19 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страховщики согласны на все
Между негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и страховыми компаниями разгорелся скандал. Страховщики решили, что внесенный в Думу налоговый законопроект ставит клиентов НПФ в привилегированное положение -- им дают налоговую льготу в большем объеме, чем страхователям. Это может сильно ударить по одному из основных источников доходов страховых компаний -- пенсионной схеме выплаты зарплаты. Судя по всему, страховщики готовы на любые жертвы, лишь бы их клиентов не переманили пенсионные фонды. Даже на резкое ужесточение контроля и ограничений со стороны государства, предложенное Госдумой в обмен на льготу.
Драка за деньги
Яблоком раздора между НПФ и страховщиками послужил внесенный на рассмотрение Госдумы проект главы 25 Налогового кодекса, посвященной «налогу на доходы организаций». В соответствии с законопроектом предприятия получат право выводить из-под налога средства, направляемые в НПФ, в размере до 9% в год от фонда оплаты труда. Заключая аналогичные договоры со страховыми компаниями, работодатель может относить на затраты лишь 2 тыс. рублей в год на одного застрахованного.
Проект разработан Минфином и, по оценке представителей бизнеса, будет скорее всего принят депутатами за основу соответствующего закона. Введение его в действие планируется в начале 2002 года.
Подчеркнем, что спор между НПФ и страховыми компаниями завязался вовсе не из-за пенсионных денег как таковых. Речь идет только о льготах организациям, которые заключают договоры добровольного страхования для своих работников. Не секрет, что предприятия -- основной клиент как страховых компаний, так и пенсионных фондов. Также известно, почему организации так любят «добровольно» страховать своих работников -- это вполне легальная т.н. пенсионная схема выплаты зарплаты, позволяющая минимизировать налоговое бремя. Попытки государства прикрыть эту схему пока не увенчались успехом, и она остается крупнейшим источником средств для страховщиков и фондов. Вот почему они и сцепились не на шутку.
Аргументы сторон
Надо заметить, что НПФ и страховщики изначально находятся в разной весовой категории. Российские страховые компании, несмотря на свои весьма скромные габариты по сравнению с иностранными гигантами, намного превосходят негосударственные пенсионные фонды как по количеству привлекаемых средств, так и по числу клиентов. За их интересы горой стоят Госстрахнадзор и Всероссийский союз страховщиков (ВСС). С другой стороны, фонды имеют весьма сильного покровителя в лице Министерства труда.
Основной аргумент в пользу страховых компаний звучит так: согласно российской Конституции и первой части Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах должно основываться на принципах всеобщности и равенства. То есть организации, занимающиеся одним и тем же видом деятельности, должны иметь одинаковые льготы по налогам. Об этом не раз заявлял президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Главный защитник интересов НПФ, председатель Попечительского совета Национальной ассоциации пенсионных фондов Сергей Калашников, видит проблему несколько иначе. «Пенсионные фонды являются некоммерческими организациями и имеют статус особого социального института,-- утверждает он. -- Основная цель деятельности НПФ -- обеспечение выплаты дополнительных пенсий, а не зарабатывание денег, как в случае со страховыми компаниями». В связи с этим деятельность НПФ четко регламентирована.
Страховщики в ответ заявляют о готовности подвергнуться той же регламентации. Недавно, выступая в Москве на конференции по вопросам страхования, Игорь Юргенс заявил, что страховые компании готовы обсуждать возможность обслуживания схем пенсионного страхования через т.н. специализированные депозитарии*, точно так же, как это делают НПФ и Паевые инвестиционные фонды. В отличие от обычных депозитариев, услугами которых пользуются страховщики, спецдепозитарии более жестко контролируются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и обходятся дороже.
Представители фондов возражают, что проблема регламентации не сводится только к проблеме спецдепозитариев. Она включает в себя целый ряд других ограничений, которые наложены на деятельность НПФ законодательством и правительством. И слезно напоминают, как они пострадали в 1998 году во время кризиса из-за того, что государство обязало их содержать свои активы в госбумагах.
Но, судя по всему, страховщики согласны принять и остальные ограничения, лишь бы не потерять своих клиентов.
Уравниловка
В спор между страховщиками и фондами вмешалась Дума. Как заявил «Приличным деньгам» зампредседателя банковского комитета Владимир Тарачев, комитет принял решение рекомендовать комитету по бюджету установить равный подход к налогообложению клиентов НПФ и страховых компаний по пенсионному страхованию. Предприятия получат возможность выводить из-под налога расходы как по договорам с НПФ, так и со страховыми компаниями, в размере до 9% от фонда оплаты труда в год.
Но не все так просто: г-н Тарачев добавил, что необходимо просчитать стоимость пенсионной схемы в негосударственных пенсионных фондах и страховых компаниях. Объективно расходы у пенсионных фондов значительно выше, поскольку они включают оплату услуг спецдепозитариев и управляющих компаний. А страховщики не только обходятся обычными, более дешевыми депозитариями, но и управляют средствами клиентов самостоятельно. По мнению депутатов, страховщик должен, как и пенсионные фонды, работать через спецдепозитарий с обязательной передачей страховых резервов управляющим компаниям, а также вести отдельный баланс по пенсионному страхованию. Возникает вопрос: чем же тогда будут отличаться страховые компании от НПФ? Сергей Калашников считает, что ничем.
По идее фонды и страховые компании должны предоставлять разный спектр услуг. Так оно практически и есть: страховщики предлагают большее количество пенсионных страховых схем, отличающихся и по срокам действия, и по степени риска (а соответственно -- и доходности). Но если страховщиков и фонды уравняют, как это предлагают думцы, то сфера деятельности страховых компаний значительно сузится. Для клиентов организаций это сужение не является проблемой -- лишь бы пенсионная схема позволяла эффективно и без проблем минимизировать налоговые издержки. Но для обычного человека, который пожелает реально накопить денег на старость, это может стать существенным ограничением выбора нужной ему схемы пенсионного страхования.
*Депозитарий -- профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо.
В соответствии с федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» с 1 октября 2000 года НПФ обязаны переводить свои средства в специализированные депозитарии. Эти организации в целях усиления контроля должны обладать помимо простой лицензии профучастника рынка ценных бумаг лицензией специализированного депозитария инвестиционных фондов.
ДЭМИС ПОЛАНДОВ