|
|
N°189, 19 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЮКОС стал одним целым
Завершился первый этап перехода на единую акцию компании
Вчера ЮКОС объявил о завершении первого этапа консолидации компании -- переходе на единую акцию. С начала будущего года ЮКОС прекращает обмен своих акций на акции дочерних структур. В результате обмена головная компания увеличила долю своего участия в уставном капитале ряда сбытовых, нефтеперерабатывающих и добывающих структур с 60 до практически 100%. Таким образом, в настоящее время ЮКОС полностью контролирует три нефтедобывающих подразделения, четыре нефтеперерабатывающих завода и 12 сбытовых структур, в том числе и приобретенный в начале нынешнего года «Ставропольнефтепродукт».
ЮКОС вторая из российских вертикально интегрированных нефтяных компаний, которая начала переход на единую акцию. Первой по этому пути пошла «Сибнефть», завершившая обмен акций холдинга на ценные бумаги «дочек» в ноябре. Вслед за ЮКОСом и «Сибнефтью» к реализации программы перехода на единую акцию приступила Тюменская нефтяная компания. Основываясь на опыте своих коллег, она начинает обмен с нефтедобывающих структур. Вместе с тем ТНК пока еще не определила коэффициенты обмена акций, и, как ожидается, это произойдет в ближайшее время. В среднем процесс консолидации крупной компании занимает от полутора до двух лет. Так, руководство ЮКОСа начало обмен акций нефтедобывающих подразделений еще в июле 1999 года.
Как отмечают наблюдатели, единая акция увеличивает инвестиционную привлекательность нефтяной компании и облегчает процесс управления. Ранее нефтяникам приходилось выплачивать дивиденды по привилегированным акциям «дочек», для того чтобы не допустить их превращения в голосующие и тем самым попадания в совет директоров «дочки» нежелательных акционеров. Теперь эти средства скорее всего будут направляться на выплаты дивидендов по акциям холдинга, что в несколько раз увеличивает их рыночную стоимость и, соответственно, капитализацию компании. К примеру, рыночная стоимость акций «Сибнефти» за время обмена возросла почти в десять раз. Кроме того, теперь нефтяником удается снять ряд юридических вопросов.
Не секрет, что нефтяные компании управляют своими региональными подразделениями из Москвы на основе договоров о «передаче функций исполнительных органов» головной компании. Однако эти договоры не всегда законны, так как уставы «дочек» часто не позволяли проводить подобную передачу полномочий. А внести изменения в устав не позволяли «негативные» по отношению к московскому руководству акционеры. Теперь эта проблема легко решается.
Алексей ЗЕМЦОВ