|
|
N°111, 25 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Губернаторы получат свое
В сентябре им устроят Госсовет
Жизнь продолжается, а вместе с ней продолжается и реформа государственного устройства России, задуманная Владимиром Путиным. Очередным сдаваемым под ключ объектом госстроительства, судя по всему, действительно станет новая «околоконституционная» структура -- Госсовет. Во всяком случае, по сообщению Интерфакса, заместитель главы кремлевской администрации Владислав Сурков, повстречавшись вчера с московским мэром и обсудив с ним «проблемы формирования» нового органа, заявил после встречи, что первое заседание Госсовета может состояться уже в сентябре.
Пока же, хотя на дворе уже конец августа, по свидетельству все того же г-на Суркова, в администрации все еще дорабатываются положение о Госсовете и соответствующий президентский указ. По его словам, в Кремле до сих пор рассматриваются две модели Госсовета: один вариант предусматривает автоматическое формирование ГС из глав исполнительной власти на местах, а второй допускает вхождение в Госсовет помимо губернаторов еще и лидеров крупных политических партий (читай, думских фракций) и некоторых значимых общественных организаций. «Первая модель является более предпочтительной», -- сказал г-н Сурков. И явно поскромничал. Во-первых, потому что лично он вообще предпочел бы не просто «первую модель», а ее самый усеченный вариант -- губернаторов эдак семь-восемь по принципу «чем меньше, тем лучше». А во-вторых, потому что принципиальный выбор президент уже сделал -- в пользу все той же первой модели: 89 губернаторов, и точка. Выбор этот был обусловлен несколькими причинами. Первая и самая очевидная заключается в том, что Госсовет президенту совершенно не нужен, а нужен только изгнанным из Совета Федерации губернаторам, которые в принципе перебились бы и так. Однако -- и в этом заключается вторая причина -- Владимир Путин, по нашим сведениям, покуда свято убежден в том, что, устроив себе «технический Совфед», теперь обязан изобрести хоть какой-нибудь механизм прямого учета мнений глав регионов -- чтобы все было совершенно демократично. Третья причина, по которой в Госсовет суждено войти всем губернаторам, состоит в том, что президент Путин известен своей приверженностью полным классификациям: волюнтаристский принцип формирования нового органа из «некоторых» губернаторов или из губернаторов плюс «еще некоторые политики» -- ноша для молодого российского президента почти непосильная. Оно и понятно: желающих войти в «широкий» Госсовет было бы (и уже есть) столько, что попытки выбрать достойнейших из достойных непременно привели бы к масштабному политическому кризису.
К тому же в Кремле давно уже мудро рассудили, что избранная президентской командой линия на «неприкосновенность Конституции» (во всяком случае без особой нужды) является исключительно удобным предлогом для придания Госсовету любого удобного для употребления статуса. Вообще-то, по сведениям из весьма информированных источников, Владимир Путин был бы отнюдь не прочь избавиться от верхней палаты парламента. Но не сделает этого, поскольку знает: однопалатный парламент -- признак унитарного государства, что, с его точки зрения, также было бы неплохо, но, увы, невозможно в наших суровых многонациональных и мультирелигиозных условиях -- ничего тут не попишешь. Таким образом, поскольку решено продлить жизнь Совету Федерации, постольку Госсовет лишен перспектив обрести конституционные права и полномочия в обозримом будущем.
Получается практично и недорого. С одной стороны, политически трудоустроены все до единого обидевшиеся было губернаторы. С другой стороны, риск от создания под боком у президента 89 новых политических рабочих мест фактически сведен к нулю: как обещали дать феодалам клапан для выпускания пара и газов -- так и сделали. Больше того, нельзя исключить и такого варианта развития событий, при котором Госсовет -- особенно если в него действительно не войдут лидеры партий и представители общественных организаций -- мог бы даже приносить пользу. По нашим сведениям из конфиденциальных источников, прогрессолюбивый Владимир Путин всерьез мечтает о том, чтобы из Госсовета пробились ростки зрелой западной демократии. Выступая в роли добросовестных экспертов по жизненно важным для России вопросам, 89 губернаторов, согласно мечте президента, в принципе могли бы из консультативного клуба перерасти в неполный аналог бундесрата. Бундесрат как таковой, конечно, следует отнести на счет уникального зарубежного опыта Владимира Путина, но в целом мысль понятная. Очевидно, что в ближайшем будущем права российского Госсовета будут отличаться от прав немецкого бундесрата настолько, насколько наши губернаторы с их проблемами отличаются от их бундесратовцев с их проблемами.
Во всяком случае, как нам известно, президент уже рассчитывает на то, что, к примеру, вносимые правительством принципиально важные законопроекты, пройдя экспертизу Госсовета, будут проскакивать через Думу и Совет Федерации в ускоренном и облегченном режиме, без издевательств и волокиты. Будущее покажет, насколько обоснованными были эти расчеты. Поскольку пока что Госсовет задуман как организация достаточно необязательного толка, то все зависит от того, сложатся ли между ним и президентом теплые отношения в диапазоне от конструктивного диалога до любви и дружбы, а также от того, будут ли в дальнейшем охлаждаться отношения между президентом и разными конституционными органами. Иными словами, будут ли у Путина резоны идти греться к губернаторскому огоньку и в связи с этим подбрасывать в него дровишек. Пока президент планирует устраивать сходки с уважаемыми не чаще раза в квартал. Но Владислав Сурков уже уверен в том, что высшая власть государства «будет в значительной мере прислушиваться к мнению членов Госсовета».
Татьяна МАЛКИНА