|
|
N°189, 19 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Косово по-азиатски
Международное сообщество требует от тиморцев примирения
Сегодня на индонезийском курорте Бали пройдут переговоры восточнотиморского лидера Ханана Гужмау и министра иностранных дел Индонезии Алви Шихаба о перспективах примирения в Восточном Тиморе -- индонезийской территории, проголосовавшей в прошлом году за независимость от Джакарты. Восточный Тимор -- это азиатский аналог Косова. Население бывшей португальской колонии, которая в течение 25 лет была оккупирована Индонезией, расколото на сторонников и противников самостоятельности. После резни на Тиморе в 1998--1999 годах международное сообщество установило протекторат над территорией и настаивает на том, чтобы до формального провозглашения суверенитета, намеченного на конец 2001 года, местные власти добились гражданского мира. О том, с какими проблемами сталкивается Восточный Тимор, специальный корреспондент газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА спросила духовного лидера тиморцев, лауреата Нобелевской премии мира епископа Карлуша БЕЛО.
-- Что сейчас главное в политической жизни Тимора?
-- Я не принадлежу ни к одной партии, как человек религии держу нейтралитет, но для нас сейчас важно подготовиться к демократическим выборам структур власти. Подготовка идет под наблюдением ООН, и скорее всего выборы пройдут в конце будущего года. К ним готовятся все семь партий Тимора.
-- Вы уже считаете себя независимыми?
-- Конечно. Хотя пока наши территории находятся под управлением Временной администрации ООН. Она готовит нас к полной самостоятельности через год. У нас расквартированы международные силы. Сколько они останутся -- зависит от решения Совета Безопасности ООН, но народ одобряет их присутствие. Еще 30 августа 1999 года большинством в 78,5% голосов народ Восточного Тимора проголосовал за независимость. Из конституционного поля Индонезии мы уже выведены, это было одобрено ее Национальной ассамблеей. Официально Индонезия признала нашу независимость.
-- А неофициально?
-- Проблемы только с военными. Армия и спецслужбы Индонезии поддерживают те вооруженные формирования Тимора, что выступают за воссоединение. А ведь это противоречит и политике международного сообщества, и официальной линии Индонезии. Индонезийские военные тренируют боевиков, дают оружие, деньги -- миллионы рупий. Причем часть этих денег фальшивые. Боевиками убито несколько служащих ООН в Тиморе.
-- Проблема Тимора -- религиозная? Все-таки получилось, что в основном христианская провинция отделилась от мусульманской Индонезии?
-- Нет. Чисто политическая. Мы не хотели оставаться провинцией Индонезии.
-- Тиморский прецедент сильно повлиял на целостность Индонезии. Сейчас активно выступают другие провинции -- Ачех, Ириан-Джая. Вы за то, чтобы они последовали примеру Тимора?
-- Это их дело, нас это не касается. У нас была проблема, мы ее решили. Перед нами же стоял вопрос не то чтобы отделиться, а защитить наше человеческое достоинство. Я выступил против пыток, процессов, арестов со стороны индонезийских военных -- все же это было! В Восточном Тиморе мы говорим на четырех языках: на индонезийском, сохранившемся от колониальных времен португальском, английском и местном языке тетум. У нас есть не только христиане-католики, но и протестанты, мусульмане, буддисты. Они тоже хотели независимости. Уважение к себе -- это главное, чего чаще всего добиваются те, кто хочет отделиться. Главный путь к этому -- переговоры, дискуссии и еще раз переговоры. Это то, что я могу посоветовать.
Беседовала Елена СУПОНИНА