Время новостей
     N°189, 19 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.12.2000
Хочется приятной легкости
Вирус easy listening добрался до России
Несмотря на кажущийся размах русской музыкальной индустрии, разнообразие жанров никак не сильная ее сторона. Музпродукция делится на «массовую» и «элитную» -- и все. Есть еще категория клубных команд, которая в силу малочисленности влияния ни на кого не оказывает. На этом фоне группа «Нож для фрау Мюллер» и сольный проект ее участника Олега Кострова -- альбом «Ивонна» -- выглядят самой настоящей альтернативой.

«Нож» и Костров занесли из Европы вирус easy listening. Ожидаемая мощь вируса была столь большой, что известный музыкант и продюсер Олег Нестеров на всякий случай организовал специальный лейбл «Легкие», чтобы отлавливать новых артистов easy listening по мере их появления.

Музыка easy listening родилась в 50-х годах сразу по обеим сторонам Атлантического океана. Предназначены эти красивые мелодии, обычно исполняемые оркестром с хором, в первую очередь для отдыха, для вечеринок с коктейлями и раскованными девушками. В СССР почти ничего из этой музыки не попало, поскольку она не звала за собой и не помогала строить и жить. Ее можно услышать в американских фильмах того периода -- там она часто шла фоном, почти не запоминаясь.

60-е быстро выветрили easy listening из радиоприемников, но ближе к концу 90-х она стала популярна снова. Артемий Троицкий, назвавший easy listening «музыкой легкого поведения», писал, что популярна она стала сразу во всем мире. Возвратилась «коктейльная» музыка, разумеется, в обновленном виде -- сказалось развитие электроники.

Осенью этого года на лейбле «Легкие» вышел альбом Олега Кострова «Ивонна». Это саундтрек к спектаклю, поставленному в 1998 году в Новосибирске Андреем Бартеневым. В виде CD «Ивонна» сначала появилась в Германии, где привлекла к себе нешуточное внимание. Костров стал едва ли не первым российским музыкантом, которым в Европе заинтересовались не просто экзотики ради.

«Ивонна» -- электронный коктейль, в котором замешаны мелодии, звучавшие в СССР с 30-х годов и чуть ли не до наших дней, электронные звуки, скрипы, икание и так далее. В ритмичную музыкальную канву вплетены фразы, произнесенные кристальными голосами советских актрис. Все это отсылает к атмосфере старого советского кино с его вечным летом, умытыми мостовыми и большеглазыми девушками.

Композиция группы «Нож для фрау Мюллер» «Лучшая девушка в СССР» появилась в радиоротации, но ненадолго. Правда, она неожиданно зазвучала в футбольной программе на ОРТ и войдет в сборник «Нашествие. Шаг шестой», куда попадает вся актуальная конъюнктура. Критики относятся к «Ивонне» по-разному. Кто-то считает ее предтечей целого шквала easy listening, который вот-вот на нас обрушится. Кто-то поделкой, способной развлекать час-другой. Но интерес к easy listening всегда растет в годы некой социальной расслабленности. Так было в мирных 50-х, перед фрондой шестидесятников. Видимо, и сейчас мечи перекованы на орала, народ хочет развлекаться. Как знать, может, easy listening и вправду окажется притягательнее и популярнее, чем мифическая новая рок-революция, которую тянут за уши промоутеры.

Святослав БИРЮЛИН