|
|
N°189, 19 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Газелям" и "Соболям" придумают литовские имена
Президент ГАЗа Николай Пугин в конце прошлой недели торжественно открыл в Литве первую сборочную линию Рокишкского автомобильного завода. Это 19-е предприятие знаменитого нижегородского автогиганта и его первое сборочное подразделение в Балтийском регионе.
В прежние времена Рокишкский машинный входил в производственное объединение Neris и производил сельхозтехнику. После распада ПО он сумел сохранить свой профиль, но с закрытием бездонного советского рынка жить одним этим стало тяжело. Предприятие все время искало радикальный рецепт того, как приспособиться к нуждам рынка. Например, уже в 1992 году возник проект организации здесь сборки малолитражных грузовиков фирмы Robur. Однако по разным причинам затея эта провалилась. Как и многие другие попытки создать в Литве автомобилестроение.
Первые контакты с россиянами на эту тему завязались весной этого года на выставке «Авто-2000», после чего было создано ЗАО "Автомобильный бизнес-центр"(АБЦ), получившее право не только на продажу, но и на сборку автомобилей ГАЗ. На вопрос, почему была выбрана именно Литва, а в ней -- провинциальный Рокишкис, Пугин заметил, что это итог тщательного технико-экономического анализа с учетом множества факторов.
В результате один из цехов литовского предприятия (12 тыс. кв. м) превратился в завод, на котором будут собираться "Газели", а несколько позже и ГАЗовские "Соболи". Планируемая мощность -- 1000 машин в год, в перспективе -- до 6 тыс. Но это пока предварительные оценки, поскольку все будет зависеть от емкости регионального рынка, куда по планам россиян помимо Балтии включаются Польша и Скандинавия.
АБЦ берет на себя функции маркетинга. Если дела пойдут хорошо и на российские микроавтобусы будет спрос, то и хозяева, и инвесторы намерены в будущем не только разместить в Литве сборку, но и наладить производство различных деталей и узлов. Благо, есть и пустующие мощности, и квалифицированный персонал. Предполагается, что цена машин, в зависимости от модели и комплектации, составит от 4,5 до 9 тыс. долларов.
Примечательно, что в лицензионном договоре, подписанном с ГАЗом, литовской стороне разрешается присвоить производимым в Рокишкисе машинам свои наименования. И, как отметил директор АБЦ Гедрюс Диктанас, уже готовится соответствующий конкурс.
Приход в Литву Горьковского завода совпал по времени с вторжением и другого известного российского автогиганта -- АвтоВАЗа, который в эти дни решает вопрос о приобретении контрольного пакета акций Вильнюсского завода топливной аппаратуры, где уже налажено производство автодвигателей для него.
Жанна ДОБРОВОЛЬСКАЯ, Вильнюс