|
|
N°189, 19 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия не пошла на поправку
Новый год она встречает с нелепым Налоговым кодексом
Все попытки вовремя принять поправки к Налоговому кодексу (НК) не удались: пройдя Думу, они застряли в Совете Федерации. Следующий год может оказаться тяжким не только для бюджета, уже фактически принятого с учетом этих поправок, но и для налогоплательщиков.
Принимая летом вторую часть Налогового кодекса, законодатели знали, что документ имеет чрезвычайно много недостатков. Однако понадеялись, что времени на его исправление достаточно. Не получилось -- поправки не приняты до сих пор, и весьма вероятен вариант, что в следующем году Россия будет жить по непоправленному налоговому закону. Во что это выльется для российских налогоплательщиков, даже невозможно сразу оценить. Но некоторые последствия очевидны уже сейчас.
Удар по физическому лицу
Некоторые положения НК просто удивляют своей нелепостью и наивностью. Так, он вводит понятие «материальная выгода» -- под ней подразумеваются, к примеру, средства, полученные физическим лицом от экономии на процентах за пользование заемными средствами. То есть если кто-то взял у приятеля 1000 рублей в долг, а затем вернул ту же сумму, то это значит, что он «сэкономил» на процентах и ему придется заплатить подоходный налог. И как же государство собиралось рассчитать такую «выгоду», по какой процентной ставке? Очень просто: в качестве виртуальных процентов предложено принять 3/4 ставки рефинансирования ЦБ (сегодня -- 25%), что составляет 18,75%. Таким образом, в нашем примере «сэкономленная» сумма будет составлять 187,5 рублей, с которых надо будет заплатить 24,38 рублей подоходного налога (13%). В данном случае небольшая сумма, но вы бы стали платить? Поправки, принятые Госдумой, могли бы предотвратить недоразумение: там сказано, что материальной выгодой считаются только те средства, которые получены от организаций или индивидуальных предпринимателей.
Другой пример: в число налоговых агентов по НДС включены физические лица, приобретающие товары у иностранных лиц, не зарегистрированных в России в качестве налогоплательщиков. Это означает, что, покупая куртку у китайца на рынке, россиянин должен удержать и перечислить в бюджет НДС, а затем отчитаться в налоговых органах. Поправки снимали эту ответственность с физических лиц, но раз они законом не стали, то, покупая товар у иностранца в новом году, сначала поинтересуйтесь, встал ли он на учет в налоговых органах.
Есть положения НК, которые написаны властью, что называется, себе в убыток. Так, человек, получая доходы от иностранных источников (например, зарплату, гонорар, дивиденды и т.п.), обязан вместе с декларацией представлять соответствующую справку от «источника дохода». Зачем эта справка нужна налоговикам, непонятно. Неужели они откажутся принимать в расчет доходы, не подтвержденные такой справкой?
Возникают и более серьезные проблемы. Касаются они главы «О налоге на доходы физических лиц» в отношении операций на фондовом рынке. Поправки на этот счет были приняты Думой вдогонку 6 декабря -- пока, правда, только в первом чтении. Если они не вступят в силу, можно будет говорить о крахе на рынке частных инвестиций. Главной бедой инвестора остается проблема вычетов: с нового года налог придется платить с дохода, а не с прибыли. То есть когда инвестор, купивший ценные бумаги за 100 тысяч рублей, продает их за 150 тысяч, то налог он платит со всей суммы в 150 тысяч, а не с 50 тысяч реальной прибыли. И лишь в конце года он получает право вычесть свои затраты и вернуть деньги из государственного кармана. А на это может уйти еще несколько месяцев.
Юридическим повезло больше
Приятные известия для предприятий. Если поправки не вступят в силу, то налог на добавленную стоимость в некоторых случаях можно будет не платить. В спешке наваяв главу по НДС, разработчики НК просто забыли установить ставки по нескольким объектам налогообложения. Например, если организация производит товары или осуществляет монтажно-строительные работы для собственных нужд (так называемый «хозспособ»), то НДС она может не платить. Спохватившись, депутаты поправили НК и установили ставку по внутрихозяйственным расходам в размере 20%. Заметим, что если эту поправку все-таки примут и опубликуют в декабре, то в отличие от ряда других она вступит в силу с 1 февраля. Это связано с тем, что налоговый период по НДС (как и у акцизов) -- один месяц
А вот с новоявленным единым социальным налогом (ЕСН) дела обстоят похуже. У него налоговый период равен одному году, так что поправки по нему смогут вступить в силу только с 2002 года. Без них же, по мнению многих специалистов, этот налог вообще не сможет заработать из-за огромного количества ошибок.
Например, под налоговой базой по социальному налогу понимаются доходы предприятий, а не их расходы на фонд оплаты труда. В результате предприятия, если захотят, могут вовсе не платить ЕСН, пользуясь этим явно абсурдным положением.
Кроме того, по ЕСН забыли установить сроки платежей и представления отчетности. Получается, что платить налог можно в конце налогового года разовым платежом. Правда, на одной из пресс-конференций замминистра по налогам и сборам Сергей Шульгин сказал, что МНС не позволит таким образом оттягивать уплату соцналога. Непонятно, как это можно будет сделать, не выходя за рамки закона?
Интересная ситуация и с новым местным налогом на прибыль. Правительство намеревалось автоматически ввести его на следующий год в размере 5%, так как местные власти не имели времени для принятия подобного решения самостоятельно. Но раз налоговый период для этого налога равен году, то заработает он только в 2002 году. Так что ожидаемого повышения налога на прибыль с 30 до 35% может не произойти. А это, как сказал замминистра финансов Сергей Шаталов, «означает, что регионы теряют 77,5 млрд рублей».
Радостное известие для нефтяных и газовых компаний. Разработчики кодекса забыли обложить акцизами операции, связанные с безвозмездной реализацией нефти и газа. Среди поправок есть пункты, устраняющие эту лазейку, но действовать они начнут в лучшем случае только с февраля.
Вавилонская башня
К счастью, возможность ввести правительственные поправки в срок еще не полностью потеряна. Другое дело, что конкретные поправки, уже принятые или рассматриваемые в Думе, вовсе не устраняют всех ошибок, которыми изобилует НК. Как сказал депутат Госдумы Андрей Макаров, «бизнес может не бояться -- дыр в Налоговом кодексе столько, что предприятия выживут».
Но помимо «дыр» в кодексе есть положения, явно противоречащие Конституции РФ. Так, статья 231 (пункт 2) НК допускает внесудебный порядок взыскания налога с физических лиц. Хотя в статье 45 (пункт 1) того же НК такая возможность недвусмысленно отвергается. То же самое прописано в статье 35 Конституции: «Никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда». Но правительственные поправки почему-то не решают эту важную проблему. Как и многие другие.
Так что Налоговому кодексу уготована непростая судьба. Похоже, он еще долго будет напоминать Вавилонскую башню, на строительстве которой опробует свои силы не одно поколение чиновников и депутатов.
ДЭМИС ПОЛАНДОВ