|
|
N°189, 19 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Задание на каникулы
ЦБ придется доработать основные направления денежно-кредитной политики
Депутаты готовы испортить Центробанку новогодне-рождественские праздники. Бюджетный и банковский комитеты рекомендовали вчера Думе отправить представленные ЦБ «Основные направления денежно-кредитной политики на 2001 год» на доработку. Срок для исправлений ЦБ дан небольшой - до 1 февраля. То есть, пока первый месяц нового года страна будет традиционно гулять, на Неглинной должны думать, какую денежно-кредитную политику лучше в такой стране проводить.
Депутатам, правда, не понравилась не столько заявленная политика, сколько недостаточная конкретность, нездоровый оптимизм ЦБ и отсутствие в отличие от предыдущих лет различных сценариев развития экономической ситуации. Определяя политику на 2001 год, главный банк страны исходил из тех же макроэкономических посылов, что и правительство. По словам первого зама ЦБ Татьяны Парамоновой, их собственные расчеты, сделанные на основе эксклюзивных эконометрических схем, совпали с расчетами правительства: инфляция 12-14%, цена на нефть 21 доллар за баррель и т.д. и п. 30 рублей за доллар г-жа Парамонова, правда, обещать не стала : «ЦБ проводит политику плавающего курса и давать точные цифры невозможно, это рыночная информация, такая же как процентные ставки». По ее мнению, вообще уместнее говорить о тенденциях: инфляция и процентные ставки будут падать. Во всем остальном, если использовать выражение г-жи Парамоновой, налицо «определенная неопределенность». Неопределенность касается как цен на нефть, так и перспектив реструктуризации долга Парижского клуба и получения кредитов международных финансовых организаций. «Если реструктурировать долг не удастся, то правительству, возможно, придется пересматривать свою фискальную политику, а ЦБ - денежно-кредитную».
Депутатов доклад г-жи Парамоновой еще больше укрепил в желании задать ЦБ работу на каникулы. Банку предписано учесть результаты 2000 года, утвержденный Думой бюджет 2001, рассмотреть сценарии возможного ухудшения конъюнктуры мировых цен и неудачу на переговорах по Парижскому клубу.
«Даже в глухом селе уже понятно , насколько были занижены параметры бюджета- 2000 года, а политика ЦБ настолько универсальна , что она не связана с отклонениями доходов на на 300- 400 млрд рублей. Давайте тогда утверждать ее сразу на 15-20 лет», - кипятился Геннадий Кулик.
За ЦБ вступился Минфин . Начальник макроэкономического департамента Антон Силуанов, заметил, что допдоходы никак не повлияют на денежно- кредитную политику в 2000 году, поскольку эти деньги уже потрачены. Переговоры же с Парижским клубом к 1 февраля вряд ли закончатся, и вряд ли сейчас кто-то может предсказать чем они закончатся.
Однако вынужденные проголосовать за навязанные кабинетом макроэкономические параметры в бюджете -2001, думцы решили отыграться на ЦБ.
Г-жа Парамонова удалилась из Думы крайне недовольная: «По какому сценарию рассчитывать? Из 18 долларов за баррель? Но кроме это слишком много неизвестного, слишком много неопределенностей. Если действительно не удастся договориться с Парижским клубом и не будет кредитов, то тогда и правительству надо будет вносить изменения в бюджет, придумывая как платить по долгам, может и за счет кредитов из ЦБ».
К неприятному вердикту думцев прибавилось ехидное замечание советника президента по экономическим вопросам Андрей Илларионовав. На заседании комитета он пожурил ЦБ на то, что он не уделяют внимания такому важному показателю как реальный курс рубля. По его расчетам, он укрепился за год на 30%. А если учитывать падение евро к доллару, то в отношениях с европейскими партнерами рубль укрепился на 45-50%. Это «очень важный показатель, который будет влиять на конкурентоспособность нашей экономики, -- указал г- Илларионов г-же Парамоновой. Последняя только что уверяла депутатов, что конкурентоспособности отечественных товаров ничего не грозит, а потому обиделась. Журналистам она сказала, что расчеты г-на Илларионова некорректны. Сам же советник президента, пришедший и ушедший на заесдание по-английски, явно хотел сыграть роль ненавязчивого предсказателя. Поняли ли его предсказания депутаты неясно. Журналистам он объяснил, что укрепление рубля, привело к тому, что российские предприятия стали терять преимущества полученнные после кризиса 1998 года. И как следствие -- произошло замедление темпов экономического роста. А потому при всех прочих факторах не учитывать этого фактора нельзя, заключил советник президента.
Однако, переписывая "основные направления" ЦБ придется учитывать слишком многом факторов. Если г-на Илларионова смущает чрезмерное укрепление курса рубля, то, например, депутат Алексея Митрфанов недоволен тем, что ЦБ дердит большую часть своих резервов в американских ценных бумагах, а не строит фабрики и заводы. За это по словам г-на Митрофанова банкиры будут наказаны: "Не бойтесь, придут комиссары в пыльных шлемах"
Светлана ЛОЛАЕВА