Время новостей
     N°171, 21 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2000
Видит око
Государственный контроль оказался беззубым
Уже год российское население находится якобы под пристальным взором государства. Покупая недвижимость, автомобили, антиквариат, ценные бумаги и золото в слитках, покупатель знает, что продавец обязан сообщить о такой покупке в налоговые органы. За год МНС получило более 2,5 млн донесений и направило больше 200 тыс. требований гражданам, чьи затраты оказались выше, чем доходы. Но довольно скоро стало ясно: никаких мер в отношении нарушителей законом не предусмотрено.

В конце прошлого года на автомобильном рынке и на рынке недвижимости был настоящий бум: доходы продавцов превысили все мыслимые пределы. Люди скупали квартиры, загородные дома и автомобили, отдавая едва ли не все заработанные и взятые в долг деньги. Причиной беспрецедентного спроса стало намерение государства всерьез посчитать деньги граждан: в соответствии с Налоговым кодексом (НК) фискальные органы приступали с 1 января 2000 года к контролю над расходами физических лиц.

Прошел почти год, и многие специалисты констатируют, что закон работает из рук вон плохо. МНС оказалось в очень сложной ситуации: обработать такое количество документов, сверить их с данными о доходах граждан -- работа почти невыполнимая. Но обнаружились и более серьезные проблемы.

Первая -- в категорию граждан, чьи расходы подлежат контролю, попали все, кто покупает квартиры, дома, автомобили и т.д. независимо от их стоимости. В первоначальном законе была пороговая сумма -- 1000 МРОТ (на то время это примерно 14 тыс. долл.), -- при превышении которой продавец должен был извещать налоговые органы о покупке. В НК такого пункта нет -- есть только перечень имущества. Лишь за счет этого количество уведомлений выросло многократно.

Вторая проблема налоговых органов радует сердце простого гражданина. Обязав граждан заполнять специальную декларацию об источниках доходов на покупку крупного имущества, закон предоставил им возможность просто отписаться: «взял в долг у знакомых». И налоговые органы не могут ничего сделать. Кстати, почитав внимательно закон, сталкиваешься с парадоксом: в нем вообще не указаны никакие санкции даже для тех людей, которые не смогли объяснить происхождение своих доходов. Собственно говоря, кодекс просто не устанавливает связи между контролем над доходами и подоходным налогом. Получается, узнав из специальной декларации о наличии у человека доходов неизвестного происхождения, налоговый инспектор не имеет возможности выставить ему требование об уплате по подоходному налогу. И вообще, единственная санкция -- штраф за уклонение от заполнения декларации, если таковую удалось вручить.

Кстати, предложения изменить НК в Госдуме вносились, но приняты не были. И перспективы этого не работающего по сути, но интересующего всех закона остаются туманными. Что весьма радует большинство наших несознательных сограждан.

Идея контролировать расходы граждан пришла в голову вначале Борису Немцову еще в 1997 году -- в процессе освоения зарубежного опыта. Тогда и появился проект закона «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». И только при правительстве Сергея Кириенко, пройдя бурные общественные дебаты, он был принят Госдумой в июле 1998 года. Однако с введением закона в действие с 1 января 1999 года депутаты решили повременить и отложили его на 18 месяцев. А с 1 января 2000 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса, которая автоматически заменила закон пунктами 1, 2 и 3 статьи 86.

ДЭМИС ПОЛАНДОВ