|
|
N°188, 18 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Чайка» больше не летает
117-метровый красавец пароход «Галеб» («Чайка») водоизмещением в 5100 тонн Иосип Броз Тито превратил в символ своей балканской империи. На борту судна маршал, предпочитавший воздушным путешествиям морские, провел в общей сложности почти полтора года, четыре раза обогнул земной шар, побывав в Индии, Индонезии, Египте, многих европейских странах. Тито не скрывал, что ему нравились белоснежные робы матросов, залпы торжественного салюта и марши военных оркестров, которыми «Галеб» встречали в иностранных портах. Тито не видел ничего страшного в том, чтобы иногда отлучиться из страны, которой он правил, недели на три-четыре и провести эти дни на палубе комфортабельного судна.
Вообще-то «Галеб», построенный итальянцами в Генуе в 1936 году под названием «Рамб-3», предназначался его создателями для перевозки южных фруктов. Во время второй мировой пароход переоборудовали в минный тральщик и дали ему немецкое имя «Кибитц». В 1944 году авиация союзников затопила «Кибитц» в акватории Риекского порта. В начале 50-х корабль подняли со дна, вновь отремонтировали на верфи в Пуле, и в 1953-м ВМФ Югославии пополнился военно-учебным судном «Галеб», «плавучей резиденцией» маршала Тито. На борт «Галеба» поднимались главы 90 государств мира, в том числе Никита Хрущев и Леонид Брежнев. Рассчитанный на 300 пассажиров и членов экипажа, корабль оснащен двумя ресторанами, пекарней, роскошными залами для приемов и клиникой.
Старики-югославы еще помнят первый поход «Галеба» и шумиху в прессе, поднявшуюся, когда Тито с большой помпой отправился в Великобританию по приглашению Уильяма Черчилля. В водах Средиземного моря судно эскортировали корабли югославского ВМФ, а в Гибралтарском проливе «Галеб» встретил британский караул -- три эсминца, два авианосца и несколько десятков боевых самолетов. А в последний раз Тито побывал на «Галебе» примерно за год до смерти -- уже серьезно больной, летом 1979 года маршал прокатился на «Галебе» из летней резиденции на архипелаге Брюини до порта Задар.
После смерти вождя «Галеб» разделил судьбу страны -- стал предметом межнационального раздора. Хорваты считали судно своим, ведь портом его приписки был Сплит. Однако после начала вооруженного конфликта югославские моряки увели корабль в черногорский Которский залив. Югославская армия вскоре обменяла «Галеб» на 136 квартир для офицерских семей, и судно стало собственностью правительства Черногории. Замысел открыть на борту музей успехом не увенчался, и вскоре знаменитый «Галеб» решили продать. В 1995 году интерес к наследству Тито проявил американский миллионер венгерского происхождения Жизеф Мадол, однако оговоренную сумму в 3 миллиона немецких марок так и не выплатил. «Галеб» ржавел у причала, пока минувшим летом его не приобрел за 750 тысяч долларов греческий бизнесмен Джон Папаниколау, пожелавший превратить титовский корабль в «эксклюзивное судно для элитного туризма». «Галеб» с большим трудом добрался до хорватского порта Риека, где и встал на прикол -- ремонтироваться на судоверфи «Виктор Ленац». «Видно, что за последние десять лет в этот корабль не вкладывали ни гроша, -- констатировал инженер порта Огньен Антунац. -- Он еще в худшем состоянии, чем мы ожидали. «Галеб» -- это просто груда железа!». «Чайка» Иосипа Броз Тито вряд ли еще когда-нибудь взлетит.
Татьяна ШАРАЯ