Время новостей
     N°171, 21 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2000
Товар -- не деньги
О проблемах налоговой реформы корреспонденту «Приличных денег» рассказывает глава Федерального казначейства, заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.

-- Чем грозит казначейству введение новых глав Налогового кодекса?

-- Больше всего на нас отразится единый социальный налог. К нам свалится огромное количество информации, которую нужно будет постоянно обрабатывать. Как известно, для уплаты этого налога понадобятся четыре отдельных платежных поручения для каждого государственного внебюджетного фонда. А поскольку все будет идти через счета казначейства, то число ежемесячно обрабатываемых нами документов увеличится до 15 млн.

Следующее нововведение -- это положения кодекса, четко регламентирующие сроки, в течение которых налогоплательщику должны быть возвращены излишне уплаченные налоги. В случае несвоевременного возврата должны будут уплачиваться проценты. Из бюджета. И в этой связи необходимо установить и отработать четкий механизм взаимодействия налоговых и казначейских органов для того, чтобы не допустить подобные процентные расходы бюджета.

Но самый главный пункт налоговой реформы -- полная отмена товарных форм уплаты налогов и сборов. На нашем сленге это называется «котловой способ»: когда уголь, водку, продукты питания используют для уплаты налогов наравне с деньгами. Все как бы сваливается в общий котел. Отмена этого «бартера» создаст наконец условия для составления достоверной отчетности об исполнении бюджета. Ни для кого не секрет, что раньше у налоговиков была своя отчетность, а у казначейства, а значит, и у правительства, своя.

-- Какие проблемы возникают у вас при работе с регионами?

-- Есть один момент: нечеткие формулировки Налогового кодекса в вопросах льгот по федеральным налогам и сборам. Почему-то многие регионы считают, что можно давать налогоплательщикам льготы на ту часть дохода, которую они должны перечислять в региональный бюджет. Например, доходы от уплаты НДС делятся в пропорции 85% -- в федеральный бюджет и 15% -- в региональный. А власти субъекта на свои 15% дают налогоплательщику льготу. И никто не может объяснить, как можно давать налоговую льготу на межбюджетные отношения?

Конечно, когда мы вылавливаем такие законы, то принимаем к «сочинителям» самые жесткие меры. Так, в августе было приостановлено финансирование Орловской области, Республики Тыва, Республики Алтай, Агинского-Бурятского автономного округа, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. И возобновилось оно только тогда, когда мы убедились, что противозаконные решения были отменены.

-- Ну, а какие поправки к нынешнему Налоговому кодексу вы считаете наиболее необходимыми?

-- Неприемлемым в Налоговом кодексе для меня остается одно из основных его положений -- момент исполнения налогового обязательства. Сейчас таковым является списание средств с расчетного счета налогоплательщика. Но существует проблема в банковской системе, и на проблемных банках уже развился целый бизнес.

К примеру, создается банк «Одуванчик», который принимает налоговые платежи своих клиентов. А потом он банкротится. Налогоплательщик вроде чист: с его счета средства списаны. То, что они не поступили в казну, -- не его забота. Вот этого я как раз и не могу понять. Почему конституционная обязанность -- платить законно установленные налоги -- уравнена с обязанностью, возникающей в сфере гражданско-правовых отношений: где открывать свой счет? Надеюсь, что готовящиеся поправки позволят урегулировать этот вопрос.

Беседовала ЮЛИЯ ТИХОНОВА