Время новостей
     N°188, 18 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2000
Иных уж нет
Титовская «железная гвардия» давно отжила свое. Пять лет назад скончался Милован Джилас -- последний из четверки политиков, закладывавших основы социалистической Югославии. Другие «отцы-основатели» давно в могиле -- творец экономической программы федерации Эдуард Кардель скончался на год раньше Тито, шеф силовых ведомств Александр Ранкович пережил вождя на три года. Сейчас в живых осталось лишь несколько человек из числа тех соратников, что «окружали» Тито в последние годы его жизни в коллективном президиуме СФРЮ, президиуме ЦК Союза коммунистов Югославии и правительстве федерации. Их можно буквально пересчитать по пальцам: Милош Минич, Милка Планинц, Фадил Ходжа -- глубокие старцы, давным-давно ушедшие из активной политики.

А вот уже перешагнувший порог восьмидесятилетия Киро Глигоров, который весь послевоенный период активно работал в руководстве СКЮ и хорошо знал Тито, оставил пост президента Македонии совсем недавно. Продолжает научную деятельность хорватский историк Душан Биланджич, некогда любимец вождя и один из самых молодых членов руководства партии. Он оставил политику в начале 90-х после того, как был смещен с поста вице-президента независимой Хорватии. Алия Изетбегович, экс-лидер Боснии и Герцеговины, лично с Тито знаком вообще не был: он не из партийной колоды и о кончине творца Югославии узнал вскоре после освобождения из тюрьмы, где отбывал срок за пропаганду исламизма. Зато отлично помнит вождя албанец Азем Влласи, бывший председатель косовской краевой парторганизации, ныне влиятельный адвокат в Приштине, а четверть века назад «титовский комсомолец», вручавший маршалу факел эстафеты по случаю его дня рождения.

Два десятилетия назад практически никто из нынешних президентов и премьер-министров и представить себе не мог столь впечатляющую политическую карьеру. Разве что Милан Кучан, в последнее десятилетие президент Словении, в ту пору он занимал пост спикера Народного собрания республики. Слободан Милошевич на рубеже 70-х -- 80-х возглавлял правление Белградского банка. Нынешний хорватский лидер Стипе Месич, юрист по образованию, трудился на скромной должности директора общего отдела загребского предприятия «Универсал». Его предшественник на посту главы хорватского государства Франьо Туджман, год как покойный, в начале 80-х был диссидентствующим историком, смещенным с должности директора Института рабочего движения. Туджман хорошо знал Тито -- когда-то он был самым молодым генералом партизанской армии. А вот теперешний премьер Хорватии Ивица Рачан, в конце 70-х ставший членом президиума ЦК «Союза коммунистов Хорватии», близкими связями с вождем похвастать не может: он разве что рукоплескал маршалу, выступавшему с трибун партийных конференций.

Нынешнему югославскому президенту Воиславу Коштунице в год смерти Тито исполнилось 36 лет. Он хотя и подвергал сомнениям постулаты самоуправляющегося социализма, еще и не думал заниматься политикой и работал в Институте общественных наук. Косовский вождь Ибрагим Ругова к 1980 году окончил научную стажировку во Франции и готовил диссертацию по истории албанской литературы. А «молодая поросль» постюгославской политики помнит Тито только по школьным учебникам. Президенту Черногории Мило Джукановичу в 1980-м исполнилось 18 лет, он активно участвовал в «омладинских» (комсомольских) акциях и играл в баскетбол, а лидер радикальных косовских албанцев 31-летний Хашим Тачи в пору горестного прощания его соотечественников с Иосипом Броз вообще ходил пешком под стол.

Андрей СТАХОВ