Время новостей
     N°171, 21 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2000
Россия может обанкротиться
Если начнет бороться с коррупцией всерьез
В ближайшее время Госдума намерена предпринять очередное решительное наступление на коррупцию. Комитетом по безопасности Думы подготовлен к первому чтению новый, четвертый по счету вариант федерального закона «О борьбе с коррупцией». Три его предшественника были успешно заблокированы первым российским президентом по причине их явной «антирыночности». При нынешнем кремлевском руководстве, ратующем за наведение порядка и борьбу с олигархами, закон, по всей вероятности, обретет право на жизнь. Однако в его эффективность мало кто верит. Даже его собственные авторы.

Впервые закон «О борьбе с коррупцией» был принят 20 июля 1993 г. В августе этого же года Борис Ельцин наложил на него вето. Преодолеть запрет не успели: в начале октября случился расстрел Белого дома. Второй раз антикоррупционный закон приняли в 1995 году в пакете с законом «Об организованной преступности». Но и тут последовал президентский запрет. То же самое произошло двумя годами позже. Заключения, исходившие из кремлевской администрации, неизменно обосновывали президентское вето наличием в законопроекте «положений, противоречащих действующему законодательству» и «нарушающих конституционные права человека». В апреле 1998 года президент внес в Думу альтернативный законопроект с аналогичным названием, но законодатели сочли его слишком мягким. В результате Советом Думы к рассмотрению в первом чтении был вновь рекомендован вариант, разработанный рабочей группой комитета по безопасности, возглавляемой председателем думской комиссии по борьбе с коррупцией, бывшим главой ФСБ Николаем Ковалевым.

Такой Германн нам не нужен

Что ждет российских «коррупционеров» после принятия нового закона?

Первая новость для них -- хорошая: понятие «коррупция» будет максимально сужено, и под него подпадут лишь действия, связанные с подкупом. Сейчас значение этого термина размыто до предела. К коррупции относятся должностные злоупотребления, отмывание денег, превышение полномочий и простое чиновничье воровство.

Вторая новость -- плохая: перечень субъектов коррупции максимально расширен. И теперь за взятки будут карать не только президента, прокурора, судей и депутатов. Ответственность ляжет на частных нотариусов и аудиторов, на присяжных, народных, арбитражных заседателей. Помимо этого сюда попадут «руководители хозяйствующих субъектов, контрольный пакет акций которых находится у государства», например «Газпром» и РАО «ЕЭС России».

Следующий вопрос: возможные формы подкупа. Деньги в конверте -- это уже вчерашний день. Сейчас в качестве взятки предлагают турпоездки с проживанием в дорогих отелях, дают кредиты, дарят квартиры. Могут просто перечислить средства на личный банковский счет. Исследования показали, что в 13% случаев предлагается нечто «нематериальное», например авторское право. Разработчики в своем законе постарались все это учесть. К тому же они решили запретить госслужащим категории «А» (президенту, премьер-министру, губернаторам, министрам, судьям, депутатам) получать гонорары и заниматься любой оплачиваемой работой помимо основной. Видимо, не остыл еще в их памяти скандал с гонорарами Чубайса и других фигурантов «дела писателей». Судя по всему, такой признанный во всем мире источник заработков, как чтение лекций или преподавание, также подпадает под запрет.

По нынешним законам госслужащим не запрещено играть в азартные игры на деньги. Между тем выигрыш -- одна из наиболее удобных форм отмывания денег, равно как и хороший способ дать взятку. Не этим ли объясняется удивительное открытие, сделанное на днях известной маркетинговой фирмой «КОМКОН»: чиновники -- самая многочисленная категория среди посетителей казино. Только в третьем квартале этого года в игорных домах России побывали 21 тыс. госслужащих.

Видимо, предполагается и то, что проигравший (а значит, возможно, и задолжавший) чиновник уже несвободен в своих действиях. «Такой Германн нам не нужен». Исходя из всего этого, законотворцы внесли в свой проект положение, запрещающее потенциальным субъектам коррупции делать ставки. И в казино, и на ипподромах.

Дают чаще, чем берут

По мысли авторов проекта, ответственность за взятку должен нести не только берущий, но и дающий. Результаты опроса, проведенного НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, показали, что в 59% случаев взятка -- это двусторонняя сделка. Факты вымогательства составляют только 16,6% от общего числа. В 25% случаев инициаторами подкупа являются просители. Есть еще и такое понятие, как «посадить на взятку» (по аналогии с выражением «посадить на иглу»): чиновника постоянно шантажируют принятым когда-то «вознаграждением», заставляя его работать на благо корруптера уже бесплатно. В любом случае, считают юристы, наказывать нужно представителей обеих сторон.

В новом законе для провинившихся предусмотрена административная, дисциплинарная и уголовная ответственность. На «продавшегося» высокопоставленного госслужащего наложат штраф от 50 до 500 минимальных окладов. Если это не поможет и он продолжит брать взятки, то корыстолюбца просто уволят. Штраф для «дающих» намного меньше -- от 25 до 50 «минималок». Но если это юридическое лицо, то сумма штрафа увеличится -- от 100 до 500 МРОТ. В том случае если организацию в течение трех лет «застукают» за взяточничеством повторно, то ее деятельность будет прекращена «в установленном законом порядке».

По сравнению с рядом международных законов законопроект выглядит довольно безобидным. К примеру, в принятой в конце 1999 года Конвенции Совета Европы о гражданско-правовых мерах борьбы с коррупцией есть такая норма: государство должно принять на себя обязательство возмещать моральный и материальный ущерб третьим лицам, пострадавшим от коррумпированных партнеров, а также «выплачивать компенсацию за упущенную финансовую выгоду». Делается это для того, чтобы заставить страну бороться не только с коррупционерами, но и с самой коррупцией. «Третьи лица» страдают, когда коррумпированный аппарат оказывает предпочтение тому, кто больше платит, лоббирует криминальный или чей-то личный интерес. Когда здоровая конкуренция практически невозможна.

Россия конвенцию еще не ратифицировала. Эксперты шутят, что как только это случится, наше государство можно будет считать банкротом. Во сколько ему обойдется одна только приватизация!

Узок их круг...

Как любые уважающие себя борцы за справедливость, создатели закона имеют оппонентов. Прежде всего в лице бывших помощников президента России Георгия Сатарова и Михаила Краснова -- ныне руководителей фонда «Информатика для демократии» (Индем), -- а также зарубежного Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International (TI), недавно открывшего свое отделение в России.

Скоординировать свои усилия конкуренты не в состоянии: один кивает на некомпетентность, юридическую безграмотность и недальновидность другого. Даже о терминах они договориться не могут. Госдума, как известно, значение слова «коррупция» сужает, а TI и Индем максимально его расширяют, имея в виду и должностные хищения, и злоупотребления властью, и так называемое «позвоночное право». «Сатаровцы» хотят этому злу «противодействовать», подразумевая длительную кампанию, а Госдума называет свою работу «борьбой», имея в виду радикальные меры: принятие комплексного закона федерального значения.

Ощутимых результатов пока не добился никто. Депутаты и разработчики об эффективности своего закона говорят без особого энтузиазма. Они считают, что общество в целом для антикоррупционной борьбы еще не созрело. Наверное, это единственный пункт, по которому они сходятся во мнении с TI.

Так что борьба с коррупцией и впредь монополизируется «узким кругом революционеров». На днях Николай Ковалев сообщил о подготовке еще одного антикоррупционного законопроекта -- «О предупреждении коррупционных проявлений». Им предусматривается проведение регулярных проверок госслужащих на предмет их «предрасположенности» к взяткам. Как заметил в интервью «Приличным деньгам» Николай Ковалев, «человек должен опасаться самого предложения взятки, потому что оно может оказаться «проверкой на вшивость»». Правда, за получение взятки от профессионального провокатора уголовная ответственность не предусматривается.

По разным оценкам, на подкуп государственного аппарата, в том числе и налоговых органов, коммерческие и криминальные структуры тратят от 20 до 50% своей прибыли. Для них это уже своеобразная статья бюджета. Более 30% всех взяток дают коммерсанты, в частности с целью получения налоговых льгот. Традиционно наиболее подверженным коррупции считается экспорт нефти, древесины, цветных и редкоземельных металлов, оружия, импорт алкоголя и продуктов питания.

ЮЛИЯ ТИХОНОВА