Время новостей
     N°174, 24 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2000
По-взрослому
В лицее Международного университета к учебе относятся всерьез
По большому счету частным школам еще только предстоит завоевать доверие родителей, желающих, чтобы их дети получили достойное образование. Слишком много стереотипов образовалось за время существования негосударственных учебных заведений, и представления о том, что творится за их дверями, зачастую просто не соответствуют действительности. Причем стереотипы эти создавались не без участия государственных органов. Так, например, в Московском комитете образования до сих пор убеждены, что в негосударственных школах требования к знаниям ниже, чем в муниципальных. Порой чиновники заявляют, что частные школы -- это узаконенная покупка аттестата о среднем образовании.

Поэтому частникам постоянно приходится доказывать противоположное. Лицею Международного университета это удается. Этот лицей был создан в 1995 году как структурное подразделение Международного университета и стал одним из первых в Москве частных средних учебных заведений, получивших государственную аккредитацию. Желающих учиться здесь за 2,5 тысячи долларов в год каждый раз оказывается больше, чем может пока вместить школа. Весной прошлого учебного года конкурс был около двух человек на место. Отбирали абитуриентов по результатам тестов по английскому, русскому языкам и математике. Лучшие результаты показывают те, кто занимался в подготовительном классе. Качество образования, полученного в лицее, подтверждается успехами его выпускников при поступлении в вузы. Поступают все. Причем только половина идет в Международный университет, который «своим» выпускникам дает право поступления без вступительных экзаменов и с 20-процентной скидкой (медалистов зачисляют в университет на бесплатные места). Сегодня бывшие лицеисты учатся в МГУ, в Финансовой академии, МГИМО, Высшей школе экономики и в других престижных российских вузах. Пять выпускников лицея поступили в университеты Великобритании и США.

«При знакомстве, -- рассказывает директор лицея Юрий Рязанов, -- мы всегда спрашиваем родителей, почему они решили перевести ребенка к нам. Большинство объясняют, что сын или дочь не нашли себя в старой школе или их там недостаточно хорошо обучали. В то же время нельзя сказать, что к нам приводят детей из слабых школ. Согласно анкетам, 30--40% наших учеников учились ранее в лицеях или гимназиях, но имели те или иные проблемы. В первую очередь к нам обращаются за индивидуальным подходом. На втором месте целью поступления в лицей называют подготовку именно в Международный университет».

Об индивидуальном отношении со стороны преподавателей говорят и сами учащиеся. Старшеклассники считают: разница между их предыдущими школами и нынешним лицеем в том, что здесь их воспринимают более взрослыми. И ждут соответственного -- взрослого -- отношения к учебе. Сейчас в лицее на 90 детей приходится примерно 30 преподавателей, большинство из которых имеет ученые звания и научные степени. «Здесь есть возможность нестандартно выстраивать учебный процесс, -- говорит преподающий в лицее литературу профессор Московского государственного педагогического университета Виктор Чертов. -- Я работаю по своей программе, включаю в нее материалы, которые не изучают в обычной школе. Часть урока проходит в форме лекции по истории и теории литературы, часть -- в виде семинара, где ученики занимаются анализом текста и интерпретацией».

В лицее учатся по программам 10-х и 11-х классов. Вскоре откроется еще и девятый. В классе около 20 человек. Профиль лицея -- экономический и гуманитарный. Поэтому помимо обязательной школьной программы ученики занимаются на факультативах (историческая поэтика, риторика, конфликтология). Очень серьезно учат иностранный язык. «У нас три вида английского, -- рассказывает одиннадцатиклассница Маша Тимофеева, -- обычный, деловой и страноведение на языке». В конце учебного года опробовать языковые познания можно будет во время стажировки в Великобритании.

«Дети достаточно прагматичны, -- объясняет Юрий Рязанов. -- Многие, приходят к нам, уже выбрав, куда поступать, и нам приходится корректировать программу под их пожелания. С этого года мы ввели систему разноуровневого преподавания русского языка и математики. Поступающие на экономические специальности усиленно занимаются математикой, на гуманитарные факультеты -- русским языком и литературой». Успешная учеба стимулируется материально. После первого года определяется рейтинг оценок: пять лучших учеников получают 20-процентную скидку при оплате обучения.

Впрочем, детский прагматизм касается только учебного процесса. После ежедневных четырех пар и дополнительных занятий почти все остаются на внеклассные мероприятия. Собственный театр репетирует на «большой» университетской сцене, часть старшеклассников занимается в вокальной студии, некоторые пробуют свои силы в лицейском журнале. Работает школьное радио: на большой перемене всегда можно услышать новости лицея. Большой популярностью у лицеистов пользуются экстремальные виды спорта -- на занятиях в секциях регби и скалолазания формируются жизнестойкость, физическое совершенство и умение работать в команде.