|
|
N°174, 24 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чужой опыт богаче
О «национальных особенностях» российских частных школ, рассказывает президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Александр Вильсон.
-- Называть наши негосударственные школы частными было бы не совсем правильно. Частная школа независима. И, кстати, в большинстве развитых стран негосударственные школы именно так и называются -- независимые. А негосударственные школы в России очень сильно зависят от государства. Государство не только обеспечивает лицензирование и аккредитацию, без которых нельзя было бы работать, но и контролирует содержание образования, и финансовую деятельность учебного заведения.
-- Тогда в чем главные особенности негосударственных школ?
-- Это малокомплектная школа. Обычно среднее число учащихся не превышает 60--70 человек. Соответственно -- небольшие классы, иногда даже по 6--7 учеников. Если в государственной школе работа идет на среднего ученика и на целый класс, то в негосударственной -- это индивидуализированное обучение.
В негосударственной школе занятия строятся так, чтобы ученики легче переносили нагрузку. Например, расписание дня школы-пансиона: после завтрака бассейн, затем два урока, второй завтрак, затем еще два урока. Потом занятия спортом на улице, обед и еще занятия. В негосударственной школе практически нет домашних заданий. Поскольку классы небольшие, учитель за день успевает и материал новый дать, и закрепить его, и проверить.
Кроме того, негосударственная школа более динамична.
-- Бытует мнение, что частные школы -- это узаконенная покупка аттестата для детей с проблемами в обучении.
-- Я бы сегодня так не сказал. Лет 6 назад, наверное, это было так. Многие родители отдавали детей в негосударственные школы, понимая, что их ребенок не вписывается в рамки государственной системы образования. И, может быть, для таких детей это был единственный выход. Но в последние несколько лет произошел перелом в сознании родителей. Теперь к негосударственному образованию относятся скорее как к элитному. Начинает даже зарождаться понятие клубности. Престижно учиться в ряде негосударственных школ. Хотя, в наших школах все равно много детей с трудностями.
-- Самые элитарные школы на Западе -- пансионы. Насколько они популярны в России?
-- Первая школа-пансион западного типа у нас появилась 7--8 лет назад -- лицей «Столичный», открывшийся на базе МИДа России. Важно, что это не просто школа, где дети могут иногда переночевать. Настоящий пансион -- это когда дети живут в школе постоянно: совершенно иной стиль жизни, иное воспитание. Пансионное обучение требует особенной инфраструктуры. Во-первых, природы, хорошей экологии, во-вторых, хорошей базы, особенно для спортивных занятий. А это очень дорого, и немногие образовательные учреждения смогли себе это позволить. Сегодня в Москве около 10 школ-пансионов.
-- Что же все-таки является ориентиром для сегодняшних частных школ -- дореволюционные российские традиции или западный опыт?
-- Трудно сказать, какова будет наша негосударственная система через 20 лет. Россия имела свои традиции -- самодержавие, вера, -- свои каноны и правила. В новой России это еще не установилось. Конечно, пока для нас важный ориентир -- Запад. Пока в России нет ни одной школы, которая бы взяла ребенка в первом классе и выпустила бы через 11 лет.
Я бы сказал, что сегодня мы формируем свое понимание из двух составляющих: традиции советской школы, которые далеко не все так уж плохи, и некоторые достижения западного образования, которые мы пытаемся использовать.
|