|
|
N°171, 21 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ГТК забыл о таможне
И -- о покойниках
С 10 ноября вступили в силу новые правила ввоза автомобилей на территорию России. Теперь прежде чем отправиться за границу для покупки машины, российским гражданам нужно положить на депозит определенную сумму денег -- своеобразный залог, который при возвращении пойдет в счет таможенных платежей. О нововведении было известно уже месяц назад, но ГТК не позаботился о его последствиях.
О том, как выглядит новая процедура на бумаге, уже рассказывалось. А вот чтобы узнать, какова она на деле, на третий день после введения правил мы отправились на окраину столицы, где расположен один из пунктов Московской Западной таможни.
Российское население в суть таможенной реформы, судя по всему, еще не вникло. На вопрос о достоинствах и недостатках нововведения люди пока пожимают плечами, мол, поживем -- увидим. За первые дни действия новых правил еще никто не успел пройти процесс растаможки автомобилей до конца. Пока только вносятся деньги на депозит.
Зато работники автотранспортной таможни ощутили все изменения в полной мере. У касс столпилось безумное количество людей, одна половина из которых делает депозитные взносы, а другая, успевшая пригнать автомобиль до введения этих правил, вносит платежи по старой схеме. По подсчетам таможенников, число посетителей за эти дни увеличилось более чем в два раза. «Но это временное явление, -- считает Алексей Пуклинов, начальник т/п «Автотранспортный» Московской Западной таможни. -- Поток населения быстро схлынет, и через неделю-другую все войдет в нормальный ритм. Даже сейчас весь процесс уплаты «старых» таможенных платежей укладывается в один день».
А очереди на таможне -- дело опасное. Во-первых, у посетителей возникает искушение дать кому-нибудь взятку, чтобы «все побыстрее закончилось». Во-вторых, это способствует мошенникам. «Вам могут предложить помочь оформить документы или внести платежи вне очереди. А потом эти люди просто исчезнут вместе с вашими деньгами и документами, -- поясняет Александр Петрович, директор по внешнеэкономическим связям транспортной фирмы «Очаково». -- Все очереди имеют криминальный душок. И всегда находятся желающие воспользоваться ситуацией. Это основной бич таможенников».
Еще одна проблема -- количество денежных поступлений. Лишь за 13 ноября -- первый день работы по новым правилам -- в таможенную кассу т/п «Автотранспортный» были внесены 230 тыс. долл. депозитных платежей. Банковские кассы еще не научились справляться с таким количеством денег. Равно как и таможенные брокеры, которым прежде чем приступить к сбору средств с населения необходимо взять кредит и внести сумму предполагаемых сборов на счета таможни. Кредит приходится брать ежедневно, потому что 7 млн. долл. -- предполагаемый сбор за месяц -- никто «в долг» не даст.
Эксперты полагают, что введение новых правил существенно скажется на длительности таможенного оформления автомобиля. Теперь перегонщикам иномарок надо приезжать на таможню дважды: для того, чтобы внести деньги на депозит, и для растаможки. Плюс ко всему для предварительного взноса будущим автовладельцам придется привлекать дополнительные средства, а это уже может сказаться на стоимости автомобиля.
О приказах начальства -- как о покойниках -- либо говорят хорошо, либо просто молчат. Таможенники предпочитают последнее. Хотя и так уже ясно: ГТК не подумал об увеличении штата таможенников.
Отныне перегонщикам иномарок придется вносить сумму ввозных пошлин на депозит или предоставлять таможенникам банковскую гарантию. Если машина выпущена до 1997 года и объем ее двигателя не превышает 2,5 л, то за нее надо внести 1,2 тыс. долларов. Если двигатель больше -- то 2,9 тыс. Депозитный взнос для новых иномарок: от 5,8 тыс. до 12,4 тыс. долл. Все льготы, на которые рассчитывают покупатели, теперь надо будет оформлять до совершения покупки. Помимо этого утвержден новый «документ контроля за доставкой транспортных средств». В нем должны указываться все «личные данные» машины и ее полная биография.
ЮЛИЯ ТИХОНОВА