|
|
N°188, 18 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жалобы турка
Анкара отвлекла внимание НАТО от Москвы
Отношения между Россией и НАТО, замороженные в прошлом году после начала югославской войны и начавшие «оттаивать» минувшей весной, вступили в стадию стабилизации. Такой вывод можно сделать по итогам очередного заседания совместного постоянного совета Россия--НАТО на уровне министров иностранных дел, прошедшего в конце минувшей недели в Брюсселе. И глава российского МИДа Игорь Иванов, и генсек НАТО Джордж Робертсон довольны «позитивными итогами» встречи, а г-н Иванов специально указал, что постоянные контакты представителей России и альянса на уровне послов проходят «более конструктивно, чем раньше». Даже ситуация вокруг Югославии оценивается сейчас почти одинаково -- Брюссель, как и Москву, беспокоит активность албанских сепаратистов в пограничной зоне между Косово и Сербией. Россия и НАТО, наконец-то, договорились восстановить в Москве информационный центр Альянса, закрытый Россией в знак протеста против югославской кампании.
Впрочем, натовских министров отношения с Москвой волновали на этот раз явно меньше, чем проблема, возникшая днем ранее на заседании совета НАТО: Турция блокировала важную договоренность о взаимодействии между НАТО и вновь создаваемыми европейскими силами быстрого реагирования. Силы, учрежденные на недавнем саммите ЕС в Ницце, уже вызвали беспокойство Вашингтона, шеф Пентагона Уильям Коэн заявил даже, что они подорвут единство НАТО, если не будут тесно координировать свою деятельность с альянсом. Эту проблему вроде бы урегулировали: натовские чиновники, упоминая будущие операции европейских сил, всякий раз подчеркивают, что эти силы будут использоваться там, где не задействован собственно Альянс. Возникла, однако, новая проблема -- Анкара категорически воспротивилась тому, чтобы оборонные структуры ЕС получили постоянный доступ к оперативному планированию НАТО, чего в рамках той самой координации добивается Евросоюз. Турция давно и безуспешно пытается начать переговоры о вступлении в ЕС. Европа держит Анкару на расстоянии, ссылаясь на имеющиеся в Турции проблемы с правами человека. Вето на договоренность НАТО с ЕС наблюдатели расценивают как откровенную месть. Сами турецкие официальные лица это категорически отвергают, утверждая, что пекутся лишь о европейской безопасности, в поддержании которой «Турция как член НАТО участвует уже полвека». Несмотря на давление Вашингтона, а президент Клинтон лично звонил турецкому премьеру Эджевиту, Анкара занимает непримиримую позицию. Турция опасается, что если ответственность за безопасность в Европе возьмет на себя военное крыло ЕС, а не НАТО, то ряд вопросов, которые Анкара считает для себя жизненно важными (например, ситуация на Балканах и особенно кипрское урегулирование) будут решать без ее участия.
Москве ситуация, сложившаяся в отношениях между ЕС и НАТО, сулит дополнительное пространство для дипломатического маневра. Во всяком случае некоторое брожение в рядах европейских союзников США благоприятствует усилиям России по созданию фронта противников национальной ПРО, к развертыванию которой новый президент Буш склонен больше, чем его предшественник Клинтон. Как говорят российские дипломаты, их тактика заключается в том, чтобы не просто указывать на недопустимость слома системы стратегической стабильности, но и постоянно предлагать альтернативы, которые сделают НПРО ненужной. К их числу относится и европейская система ПРО, за которую недавно вновь агитировал в Брюсселе министр обороны России Игорь Сергеев. Правда, говорит генсек альянса Джордж Робертсон, маршал не представил конкретного плана, так что оценивать предложения России рано. Еще одним шагом по «созданию альтернативы» стал подписанный в субботу в Брюсселе Игорем Ивановым и Мадлен Олбрайт российско-американский меморандум, предусматривающий строительство центра по уведомлению друг друга о ракетных пусках. По мнению Москвы, чем больше подобных документов, тем сложнее будет Белому Дому приводить новые аргументы в защиту своей идеи «ядерного зонтика». Кстати, меморандум -- это последний российско-американский документ, заключенный администрацией Билла Клинтона.
Федор ЛУКЬЯНОВ, Брюссель--Москва