|
|
N°188, 18 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черная американская мечта
Генерал Пауэлл всех напугал
Едва успев принять первые поздравления по случаю избрания на пост президента США, Джордж Буш начал формировать новую администрацию. Первым назначенным чиновником стал Колин Пауэлл. Легендарный генерал, служивший при президенте Буше-старшем главой комитета начальников штабов, в команде Буша-младшего стал госсекретарем. Назначение Пауэлла, о котором говорили как о решенном уже на протяжении полугода, новый президент обставил с максимальной помпой: гвоздем эмоциональной церемонии стало оглашение новой внешнеполитической доктрины США. У руководителей стран, не входящих в число союзников Америки, внешнеполитические тезисы новой администрации должны вызывать инстинктивное желание потянуться за валидолом.
По мнению Пауэлла, внешнюю политику США нужно проводить с позиции силы. "Вместе с нашими союзниками мы будем твердо выступать против стран, разрабатывающих оружие массового уничтожения и ведущих террористическую деятельность. Мы не боимся их. Нас не запугать. Мы будем говорить с ними. Соперничать с ними. Защищать наши интересы с позиции силы". Кстати, Саддаму Хусейну новый госсекретарь тут же пообещал ужесточение режима международных санкций.
Россия и Китай "не являются нашими соперниками и врагами, но пока и не могут считаться нашими стратегическими партнерами". Зато к категории союзников относятся Тайвань, который может рассчитывать на поставки американского оружия ввиду "возрастающей угрозы военного доминирования Китая в Юго-Восточной Азии", и Израиль, "которому мы должны твердо гарантировать мир, безопасность и свободу". Впрочем, не могут быть полностью удовлетворены и традиционные союзники США, например, по НАТО. Пауэлл предложил серьезно рассмотреть вопрос американского военного присутствия на Балканах. Наконец, он подтвердил, что новое американское руководство намерено-таки создать систему противоракетной обороны -- это "единственный способ бороться с шантажом некоторых режимов".
На первый взгляд, получасовой монолог Пауэлла должен вызвать как минимум резкое недовольство Москвы, Пекина и европейских партнеров США. Фактически будущий госсекретарь открещивается от всего, чего на протяжении восьми лет добивалась внешняя политика Клинтона. Но все выглядит не так страшно, если принять во внимание обстановку, в которой были сделаны эти заявления.
Тот факт, что первым назначением Буша стал Колин Пауэлл, в Америке трактуют однозначно: республиканец пытается примирить нацию, разделенную на две равные части бесконечным марафоном по выявлению победителя выборов. Главное для Буша было показать соотечественникам, что выборный кошмар, когда кандидаты, словно забыв про волю избирателей и международное реноме страны, выясняли отношения в суде, не повлиял на готовность ее властей решительно отстаивать национальные интересы.
Более подходящей фигуры, чем Пауэлл, для этого найти было трудно. Легендарный генерал, руководивший американской армией во время победоносной иракской кампании, он до сих пор остается одним из самых популярных политиков в стране. К тому же Колин Пауэлл стал первым негром, избранным на пост госсекретаря США.
Церемония представления Пауэлла публике в новом качестве, прошедшая в школьном дворе в техасском городке Кроуфорд, превратилась в настоящее шоу. Растроганный до слез Джордж Буш поведал о том, как Пауэлл, сын ямайских иммигрантов, выросший в нью-йоркском Южном Бронксе, дошел сначала до высшего военного поста, а теперь еще и до должности, "которую впервые занимал Томас Джефферсон". "Вот он -- американский герой, пример американской мечты... Я не знаю другого человека, который бы мог олицетворять американскую дипломатию лучше, чем Колин Пауэлл".
Резкие политические заявления генерала также вряд ли стоит считать окончательным приговором. В приватных разговорах республиканцы, ответственные за внешнюю политику, высказываются гораздо более осторожно. Так, на вопрос корреспондента газеты "Время новостей" сенатор Ричард Лугар, один из наиболее уважаемых специалистов в этой сфере, заявил на прошлой неделе, что "Буш примет решение о создании противоракетной обороны только после консультации с союзниками по НАТО и Россией".
Вообще в команде Буша немало реалистов, которые в состоянии оценить последствия неосторожного шага. Один из них был назначен в новую администрацию этой ночью: новым советником по национальной безопасности стала одна из лучших экспертов по России Кондолиза Райс. Недавно она заявила: «Новая администрация должна признать в России великую державу. Долгое время мы держали наши ракеты нацеленными друг на друга. Но сегодня ядерная проблема -- это не Россия, а Ирак и Северная Корея".
Евгений АНТОНОВ