|
|
N°188, 18 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть контакт!
Государственный и общественные правозащитники договорились о взаимодействии
То, что казалось невозможным еще совсем недавно, свершилось. В конце минувшей недели между Московской Хельсинской группой и уполномоченным по правам человека в России Олегом Мироновым в торжественной обстановке подписан протокол о взаимодействии. До некоторого времени негосударственные защитники прав и чиновник «по правам» находились по разные стороны правозащитной изгороди. Олега Миронова раздражала неуправляемость правозащитников, те обижались, что омбудсмен не хочет идти с ними на контакт. И вот -- есть контакт! Причем, как утверждает Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы, это сотрудничество явно на пользу. Надо лишь отметить, что все это протокольное братание происходит на фоне скандала, разворачивающегося вокруг самого Миронова, о чем газета «Время новостей» писала 30 ноября.
Защитником человеческих прав коммуниста Миронова утвердила Дума прошлого созыва, два с половиной года назад. Свою деятельность Олег Орестович начал с оборудования кабинетов и подбора штата в количестве 160 человек. А теперь десять из них пишут на него кляузы и доносы, в которых упоминается перерасходованная валюта, психическое давление на сотрудников и даже связи с ЦРУ. А главное идеологическое обвинение -- в «мимикрировании в сторону наднациональной доктрины прав человека».
А правозащитники за «мимикрированием» омбудсмена наблюдают с явным удовольствием. И называют это осознанием наконец Олегом Орестовичем своего предназначения. О гонениях на Олега Миронова правозащитники даже написали письмо президенту. Концовка которого, правда, несколько патетична. «Мы призываем Вас, -- пишут они, -- поддержать уполномоченного по правам человека в РФ в этот трудный для него час». Издержками стиля можно объяснить и упоминание рядом с Мироновым фамилий Сахарова и Солженицына. Но факт остается фактом: свое отношение к уполномоченному по правам человека Олегу Миронову правозащитники резко меняют.
«Да, -- говорит Людмила Алексеева, -- были у нас и конфликты, и полное отсутствие понимания. Когда я приходила к нему, он попросту меня не слушал. Но оказалось, что со временем этот человек способен и меняться, и учиться. Его последние доклады по Чечне разительно отличаются от тех высказываний, которые он позволял себе в начале войны. А доклад о пытках в милиции он готовил, опираясь, в частности, и на наши данные. Сотрудничаем мы уже несколько месяцев. Просто сейчас закрепили это протоколом -- чтобы это прозвучало публично. Ведь так или иначе всем, кто имеет дело с защитой прав человека, приходится общаться с властями. И тут возможны лишь два пути: либо сражаться с ними, либо договариваться. Мы предпочитаем договариваться. Тем более что именно сам Олег Миронов предложил подписать этот самый протокол, который сейчас почему-то вызывает столько вопросов».
Правозащитники считают, что, идя на сотрудничество с госчиновником, не они сдали позиции -- это он неожиданно изменился в лучшую сторону. А они лишь вовремя отреагировали на эти изменения.
Елена БОЛДЫРЕВА