|
|
N°171, 21 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дмитрий Черник: Закон надо менять
Причем «от начала до конца», считает замминистра по налогам и сборам, оценивая эффективность контроля за расходами граждан
-- Подходит к концу первый год, когда государство стало официально, на законодательной основе, контролировать расходы своих граждан. Можно ли уже подвести какие-то итоги?
-- Формально итоги таковы. За год мы получили 2 млн 473 тыс. извещений о зарегистрированных сделках. Направили свыше 245 тыс. требований о предоставлении нам специальных налоговых деклараций и 101 тыс. деклараций уже получили.
-- Такие большие цифры -- показатель эффективности закона?
-- Совсем наоборот. Большого эффекта ожидать трудно -- закон, мягко скажем, несовершенен. Но, к сожалению, он такой, какой есть, и нам приходится его исполнять. Сегодня сложилась следующая картина -- если сумма проверенной покупки превысила ваш годовой доход, мы начинаем этим заниматься. Например, если вы заработали за год 25 тыс. рублей, а купили что-то за 25,1 тыс. -- мы должны выслать вам требование заполнить специальную декларацию. А если вы получаете 25 млн рублей, а покупаете что-то за 24,9 млн рублей -- вы выпадаете из этой категории. Получается, что мы занимается не контролем за реально крупными расходами, не людьми, живущими не по своим доходам, а изучением огромного массива ненужной информации.
-- Но, например, покупку квартиры мелким приобретением не назовешь?
-- Это так. Но любому человеку понятно, что крупная покупка -- квартиры, автомобиля -- редко когда может быть сделана за счет годовой зарплаты. Совершенно естественно, что люди готовятся к крупной покупке: копят деньги, занимают у родственников и знакомых. Мне кажется ненужным контролировать расходы на такие необходимые вещи, как единственная машина (не «Мерседес», разумеется) или единственная квартира (опять же не пятикомнатная или двухэтажная). А сегодня в этом огромном потоке информации люди, которыми нам действительно нужно было бы заинтересоваться, просто исчезают, растворяются.
-- Так, может быть, имеет смысл ограничить сумму приобретения, как это было в первоначальном варианте закона до вступления в силу Налогового кодекса?
-- Разумеется, некоторые пороговые определения нужны. Речь должна идти о действительно крупных покупках, о действительно дорогих вещах -- крупная недвижимость, дорогие антикварные вещи. Кстати, необходимо также уточнить законодательно проблему с суммами, которые человек указывает как взятые в долг. А то получается так, человек зарабатывает 25 тыс. рублей, а в долг, по декларации, взял 2 млн. Это же нереально, но мы ничего не можем поделать.
-- Какой механизм предложили бы вы?
-- Логично, что человек, покупая квартиру за 10 млн рублей при доходе 100 тыс. рублей, вряд ли мог занять эти деньги в банке или у знакомых. И тогда мы после соответствующей проверки должны иметь возможность выставить ему требование заплатить подоходный налог. Сегодня мы этого сделать не можем.
-- Почему? Можно провести параллельную проверку тех людей, которые ему дали взаймы.
-- Мы не имеем права -- этот механизм в законе просто не расписан. А если бы и могли... Получая миллионы извещений, абсолютно нереально проводить еще и параллельные проверки. Как видите, здесь все проблемы увязаны друг с другом. Именно поэтому мы и настаиваем, что закон нужно менять от начала до конца.
Беседовал ДЭМИС ПОЛАНДОВ