Время новостей
     N°187, 15 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2000
Сколько стоит закрыть реактор
Рыночная экономика против воли народа
Страсти вокруг судьбы атомной энергетики давно кипят в Швеции, стране, хорошо известной обостренным восприятием экологических проблем. Именно чернобыльская катастрофа, затронувшая север Швеции, стала дополнительным и очень весомым аргументом для шведских противников АЭС. Правда, принципиальное решение об отказе от этого вида энергетики в стране приняли еще задолго до трагедии.

Первая АЭС была построена в Швеции в 1964 году. В 1975 году парламент принял решение о запуске 13 реакторов, из которых в эксплуатацию были введены 12 -- на АЭС в Барсебэке, Форсмарке, Оскарсхамне и Рингхальсе. На их долю приходится 47% вырабатываемой электроэнергии. Такой же объем вырабатывает гидрокомплекс, остальное -- ТЭЦ. Необходимо подчеркнуть, что серьезных неполадок или инцидентов на шведских АЭС практически не было.

Тем не менее волна протестов против использования атомной энергии стала расти одновременно с вводом в строй реакторов. В 1980 году вопрос о дальнейшем развитии атомной энергетики был вынесен на референдум, на котором победу одержали противники АЭС. Правда, народ проголосовал за «мягкий» вариант -- не немедленный отказ от атомной энергетики, а постепенный, к 2010 году. Тогда этот компромисс всех успокоил -- с одной стороны, решение принято, с другой -- 2010 год казался очень уж далеким будущим. Однако по мере приближения этого срока борьба вокруг «воли народа» начала обостряться. Социал-демократы, традиционно зависящие от поддержки профсоюзов, пытались балансировать между «природоохранным лобби» и профсоюзными лидерами, заверяя последних, что не дадут их в обиду и позаботятся о сохранении рабочих мест после закрытия АЭС. Партия «зеленых» ратовала за безопасность и экологию. Консерваторы же считали отказ от атомной энергетики безумством, которое нанесет непоправимый ущерб экономике страны и интересам частного сектора.

Страсти достигли накала в 1997 году, когда у власти находились социал-демократы. Под давлением изнутри и извне (АЭС в Барсебэке находится почти под самым носом у соседей -- жителей Копенгагена) три коалиционные партии под руководством премьера-социалиста Йорана Перссона провели в парламенте закон о прекращении использования атомной энергии в будущем. Первый реактор в Барсебэке был остановлен в ноябре 1999 года, с опозданием на один год, а дата окончательного закрытия всех АЭС в стране перенесена на неопределенный срок.

Дело в том, что реакторы в Швеции принадлежат не государству, а акционерным обществам, и закрыть АЭС просто волевым решением правительство не может. Прежде оно должно договориться с владельцами о компенсациях. Так, с владельцем Барсебэка -- компанией Sydkraft (это международное АО со шведским, норвежским и немецким капиталом) государство полностью еще не рассчиталось. За закрытие единственного реактора компания выставила счет на сотни миллионов долларов, причем речь шла не столько об оборудовании, сколько об убытках по долгосрочным контрактам. После долгих разбирательств ситуация разрешилась сделкой -- Sydkraft получил в качестве компенсации производственные мощности соответствующего объема на другой АЭС -- в Рингхальсе. Ему досталась доля крупнейшего государственного энергоконцерна Vattenfall, которому для этого пришлось выйти из числа акционеров Рингхальса. Если столь сложен процесс остановки одного реактора, то можно себе представить, во что выльется закрытие остальных.

Петр ШУМЕЙКО, Осло