|
|
N°187, 15 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Малые нефтекомпании считают большие убытки
По ним сильно ударят новые пошлины
Повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с 15 января было утверждено постановлением правительства вчера. Между тем цена на российскую нефть продолжает снижаться, и если ОПЕК не предпримет мер по стабилизации рынка, доходы российских нефтяных компаний могут резко уменьшиться.
Крупные нефтяные холдинги, такие, как ЛУКОЙЛ, ЮКОС, «Сургутнефтегаз», смогут компенсировать снижение доходов от экспорта нефти повышением розничных цен на бензин и другие нефтепродукты. Однако бизнес небольших компаний, которые занимаются только добычей нефти, серьезно пострадает от решения правительства.
В марте нефтяники обрадовались было введению плавающей ставки экспортной пошлины на нефть. Правительство обязалось менять пошлину раз в два месяца в зависимости от динамики мировых цен. Но государство не устояло перед соблазном изъять высокие доходы у нефтяных компаний.
Принятая в марте шкала уже сейчас не соблюдается и, как утверждают источники в нефтяной отрасли, будет отменена в ближайшее время или по крайней мере изменена. По данным агентства Petroleum Argus, цена на российскую нефть падает и сейчас варьируется в пределах 22--23 долларов за баррель. При цене в 22,5--25 долларов за баррель пошлина, согласно шкале, должна составлять 20 евро с тонны. Однако подписанный вчера премьером Михаилом Касьяновым документ предполагает введение с середины января пошлины в размере 48 евро с тонны.
Накануне повышения (см. "Время новостей" от 14 декабря) Михаил Касьянов встретился с руководителями крупнейших нефтекомпаний России, которых больше беспокоили не пошлины, а намерение правительства ввести регулируемые внутренние цены на нефть и отменить льготы по налогу на прибыль. Формально правительство получило согласие нефтяников на нарушение принятой ранее шкалы пошлин. Более того, представитель Минэнерго заявил газете «Время новостей», что «никакого нарушения не произошло».
«Когда пошлина была маленькой, а цены высокими, нефтяные компании молчали. Теперь все наоборот. Пришло время поделиться накопленным жиром. Если жира нет, значит, будут убытки», -- сказал сотрудник министерства, пожелавший остаться неназванным. По его мнению, компании должны были откладывать деньги на уплату повышенной пошлины, так как «знали правила, по которым она устанавливается -- с опозданием на два месяца». Дополнительное повышение пошлины произошло также за счет индексации курса доллару к евро, так как с марта евро подешевело.
Между тем на мировых рынках ожидают стабилизации цены в районе 22--25 долларов за баррель в течение первого квартала и ее снижения в марте--апреле. Для предотвращения этого падения некоторые страны ОПЕК предлагают уже в январе ограничить добычу на 0,5--1,5 млн баррелей в день. Сейчас цена продолжает снижаться, так как рынок все больше затоваривается нефтью. «Угроза Ирака прекратить экспорт заставила покупателей тщательно проанализировать рынок, и вдруг выяснилось, что нефти очень много, что присутствие или отсутствие иракской нефти не изменит радикально положение, и поэтому цена резко упала», -- сказал аналитик Petroleum Argus Михаил Перфилов. Еще одной причиной падения цены стала рекордно теплая зима в Европе и вызванное этим снижение спроса.
«Если цена на нефть будет и дальше падать, мы будем вынуждены требовать от правительства снижения пошлины», -- заявила газете «Время новостей» руководитель Ассоциации малых и средних нефтяных компаний Елена Корзун. В противном случае компании не смогут инвестировать деньги в добычу и выполнять условия лицензий на нефтяные месторождения.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ