Время новостей
     N°187, 15 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2000
«Саркофаг больше напоминает сито»
Закрытие ЧАЭС не решает проблем
Сегодня будет поставлена точка в истории Чернобыльской АЭС, символа техногенных катастроф XX века. Архитектором соглашения с Западом по закрытию ЧАЭС был Юрий Костенко, в 1994-1997 годах -- министр экологии Украины, ныне глава Украинского народного руха. Именно ему принадлежит инициатива привлечь страны «большой семерки» к решению финансовых проблем, связанных с ЧАЭС. Запад требовал немедленного закрытия станции без каких-либо предварительных условий. На Украине с этим фактически смирились, и если бы не упрямство Костенко, который два года вел переговоры, меморандум о взаимопонимании с «большой семеркой», согласно которому на решение проблем ЧАЭС безвозмездно выделялся 1 млрд долл., вряд ли удалось бы подписать. С Юрием КОСТЕНКО беседует киевский корреспондент газеты «Время новостей» Светлана СТЕПАНЕНКО.

-- ЧАЭС производит почти 6% электроэнергии на Украине. Вчера в парламенте коммунисты вновь призвали отложить закрытие станции. Есть ли гарантии, что сегодняшнее отключение Чернобыля будет окончательным и бесповоротным?

-- Гарантией тому является позиция мирового сообщества, которое после двух тяжелых аварий на АЭС -- в Тримайл-Айленде (США, 1979 год) и в Чернобыле (1986 год) -- приняло новую концепцию безопасности ядерных реакторов. Одним из основных ее принципов является глубокоэшелонированная защита реактора. Эту задачу выполняет так называемый четвертый барьер -- оболочка, которая препятствует выбросу радионуклидов при аварии какой бы то ни было степени тяжести. Чернобыльские реакторы лишены такой оболочки, и этот недостаток не может быть устранен никакой реконструкцией. Поддерживать же работу станции из политических соображений не только опасно, но и преступно.

-- Как обстоит дело с выделением западных денег?

-- 12 декабря ЕБРР наконец принял решение о предоставлении кредита на достройку двух блоков на Ровненской и Хмельницкой АЭС, которые помогут компенсировать чернобыльские потери. Украина получила первый грант в 150 млн долл. для подготовки выведения из эксплуатации ЧАЭС, строительства мини-ТЭЦ, хранилища ядерных отходов и предприятия по их переработке. Детально обсуждена стратегия превращения объекта «укрытие» в экологически безопасную систему. Будет создан международный исследовательский чернобыльский центр.

-- Оправдано ли строительство новых ядерных реакторов, учитывая остроту чернобыльской проблемы?

-- Потерю 6% электроэнергии можно было бы возместить за счет тепловых станций. Однако они настолько устарели, что в промежуточных процессах производства теряется до 40% электроэнергии. Поэтому при переговорах с «большой семеркой» Украина настаивала на достройке блоков улучшенной модификации на Хмельницкой и Ровненской АЭС.

-- Как бывший министр экологии оцените, насколько опасна ныне чернобыльская зона?

-- Ныне практически невозможно за счет средств украинского бюджета на надлежащем уровне содержать объект «укрытие». Если надежно не изолировать 200 тонн захороненных там ядерных материалов, не исключена возможность повторного радиоактивного загрязнения и даже ядерной аварии. Поверхность саркофага общей площадью 1400 кв. метров покрыта щелями и больше напоминает сито. Дождь свободно попадает в середину саркофага, что увеличивает риск возникновения цепной ядерной реакции. Огромные дозы рентгеновского облучения и недоделки, которые были допущены в условиях экстремального строительства, приводят к преждевременному выходу конструкций из строя. Даже маленькое землетрясение может спровоцировать обвал всей конструкции и мощный выброс ядерных веществ далеко за пределы 30-километровой зоны.

В любой момент могут загореться кабельные провода. Слава богу, укрепили вентиляционную трубу, которая была лишена одной из опор и фактически висела в воздухе. И самое главное, саркофаг и его содержимое не изолированы от подземных вод. Это один из наиболее опасных факторов: радиоактивное загрязнение Днепра может привести в негодность 60% питьевой воды.

-- Каково состояние остатков ядерного топлива в саркофаге?

-- Они изменили структуру и достаточно активны. Несколько раз, в 1996 и 1997 годах, были зафиксированы вспышки электронных потоков. Ученые не могут ответить на вопрос, может ли там возникнуть цепная реакция. Остатки ядерного топлива необходимо изъять и надежно захоронить в соответствии с требованиями ядерной безопасности. Это работа на десятки лет.

-- Хватит ли для решения этих проблем тех денег, которые обещаны для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы?

-- Это тот мизер, который даст возможность хотя бы начать работы. Чтобы преодолеть последствия испытаний первого оружия с ураном и плутонием на одном из полигонов США, американцы выделили 300 млрд долларов. Герметичные емкости, в которые там были упакованы ядерные отходы, разрушило время, и ядерные вещества просочились в грунт, а затем в подземные воды. Там такое же по площади пятно радиационного загрязнения, как в Чернобыле. Однако, в отличие от украинского, оно не снаружи, а под землей.

-- Судя по названным затратам, чернобыльская зона грозит стать вечной проблемой для Украины?

-- Нажав сегодня кнопку «стоп», мы не сможем отправить в прошлое чернобыльские проблемы. Украина, которая после распада Союза осталась с глазу на глаз с ЧАЭС, оказалась не в состоянии решить чернобыльский вопрос не только с финансовой, но и с научной точки зрения. ЧАЭС поставила перед человечеством ряд научных и технологических проблем, на которые еще нет ответа. Если мир попытается забыть об этом, Чернобыль станет еще одной трагической ошибкой цивилизации.

-- Правда ли, что чернобыльская зона напоминает кадры из «Сталкера» Тарковского?

-- Зона производит угнетающее впечатление: покинутые дома, стаи одичавших домашних животных, могильники с развалами загрязненных машин и вертолетов, банды мародеров (такого контроля, как прежде, нет). Это действительно Тарковский в чистом виде. С другой стороны, работы по очистке все же ведутся, и свою созидательную роль уже выполняет природа -- лучший механизм для утилизации отходов. Зона станет чистой не раньше чем через несколько сотен лет.

Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО