Время новостей
     N°187, 15 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2000
Бюджетное послесловие
Правительство обнародовало траты на кашу и сапоги для армии неизвестного размера
Бюджет на 2001 год принят вчера Думой в окончательном, четвертом, чтении. Довольный вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что принятием бюджета заложены основы стабильности на будущий год. И хотя министр предрек нелегкое обсуждение в Совете Федерации, он уверен, что до конца года первый в новой российской истории бездефицитный бюджет будет одобрен сенаторами и подписан президентом.

В Думе завершающая бюджетная дискуссия не вызвала ни малейшего оживления. Если в третьем чтении, когда казенные деньги расписывались по конкретным статьям, депутаты заседали едва ли не половину суток, а наиболее настырные лоббисты готовы были биться за свои поправки и еще дольше, то на принятие бюджета в целом ушло менее часа. Все, что можно было поделить, уже распределили, а в утверждаемые в четвертом чтении перечень федеральных целевых программ и адресную инвестиционную программу, похоже, заглянули лишь умельцы, оставившие в этих документах свой след.

Единственной неожиданностью стало «рассекреченное» военное приложение к бюджету, присланное Алексеем Кудриным в ответ на просьбу ряда депутатов о необходимости обеспечения открытости и прозрачности отдельных «закрытых» статей бюджета (см. справку). Однако тайна военных расходов после ознакомления с этим документом не стала явной. Не зная, какова общая численность вооруженных сил, трудно судить, удастся ли прокормить армию на 17 млрд рублей, одеть -- за 3,7 млрд, и не слишком ли велики (или, напротив, малы) отпускные расходы на транспорт для офицеров и их семей в размере 2,9 млрд. Зампред комитета по обороне Алексей Арбатов («Яблоко») заявил газете «Время новостей», что «по присланной бумажке о военной политике государства можно судить с таким же успехом, с каким пациент может судить о состоянии своего здоровья по истории болезни, которой помахал перед ним врач». По его словам, правительство рассекретило не более 1% строк военного бюджета. По мнению члена комитета по безопасности Сергея Юшенкова (СПС), военные статьи в бюджете 2001 года еще более закрыты, чем в этом году. Увеличилось их общее количество, но одновременно уменьшилась информация, доступная широкой общественности.

Г-н Арбатов объясняет позицию исполнительной власти нежеланием «допускать публичную дискуссию вокруг военной реформы и стремлением сохранить ведомственный, кулуарный способ принятия решений». Если вплоть до 1997 года, когда военные статьи недофинансировались, Минобороны выступало за раскрытие данных о своих расходах, то сейчас, полагает г-н Арбатов, ситуация изменилась. Денег больше, чем планировали в законе о бюджете, и военные получают даже сверх обещанного. И теперь они сами не заинтересованы в обнародовании своих трат, не желая, помимо прочего, выносить на публику внутренние разногласия, в частности, о путях реформирования армии.

Впрочем, хотя о необходимости реформирования армии говорят практически все политические силы в Думе, интерес к военному бюджету для большинства думцев исчерпывается одобрением увеличения ассигнования на нацоборону. То же, что проконтролировать, как расходуются средства самого большого раздела федерального бюджета (за исключением расходов на обслуживание госдолга), в условиях его непрозрачности практически невозможно, смущает немногих. Сергей Юшенков, призывавший свою фракцию перед голосованием в целом по бюджету не поддерживать закон, если правительство не рассекретит военные статьи, считает, что удалось добиться хотя бы некоторого продвижения. Хотя, по его же словам, в бюджетах 1993-95 годов была открытой информация о численности вооруженных сил. Алексей Арбатов, напротив, убежден, что в части открытости военного бюджета наблюдается откат назад и кабинет «бросил депутатам кость». Правительству, впрочем, все равно: прозрачный или закрытый, реальный или заниженный по доходам -- бюджет Думой принят.

Распределение ассигнований, направляемых на текущее содержание Вооруженных сил (в млрд руб.)
Центральные органы военного управления 0,912
Обеспечение личного состава войск 91,06
Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск (сил) 37,51
Ведомственные расходы в области образования и здравоохранения 2,15
Страховые гарантии военнослужащим 1,05

Светлана ЛОЛАЕВА