|
|
N°187, 15 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лев Толстой в картинках
Новая русская классика для нового русского класса
Серия «Мир новых русских» недавно обогатилась новым проектом.
Первым произведением серии, придуманной искусствоведом и журналистом Катей Метелицей, был «Новый русский букварь», представлявший собой пародийный набор новорусских клише на каждую букву алфавита. Вот, к примеру, на букву «п»: «Подняться. Поднять лавэ. Папик правильно поднялся. Подстава. Попадалово. Попасть на деньги. Парафинят протоколы -- гадские папы. Не по понятиям. Переться. Пашу прет. Паша правильный пацан». Затем вышли забавная раскраска «Досуг для состоятельных господ» и календарь «С новым русским счастьем». И, наконец, «Новая русская поваренная книга» -- в отличие от предыдущих вполне функциональное издание, оформленное на манер классической «Книги о вкусной и здоровой пище» 1952 года. Помимо замысловатых рецептов приготовления разварных голубей и варенья из огурцов книга содержит также многочисленные фрагменты из мировой литературы, посвященные еде.
На этот раз Катя Метелица уделила русской классике более пристальное внимание. Ее новая книга комиксов по мотивам «Анны Карениной» открывает серию «Новая русская библиотека классики». В отличие от прошлых книг-пародий в этот раз Метелица сделала нормальный, настоящий комикс -- практически первую отечественную книгу такого рода.
На Западе комиксы настолько популярны, что соотношение выпускаемых книг и комиксов составляет примерно 1:12, и во избежание отрицательного воздействия на психику читателей в Америке даже ввели специальную цензуру («Кодекс комикса» 1954 года запрещает показ ужасов и терроризма, использование ненормативной лексики, а также оскорбление любых религиозных и этнических групп), в России этот вид искусства всегда считался маргинальным и уродливым капиталистическим продуктом.
По словам Метелицы, своей книгой она надеется изменить взгляд русского читателя на этот не развитый у нас в стране жанр. Комиксы -- это не обязательно китч. Скорее бумажное кино, которое ценит вся Европа. Но у нас комиксы, во всяком случае по "Анне Карениной", смогут оценить скорее всего лишь те, кто предварительно прочел роман в оригинальной версии. «Мы рассчитываем не на малограмотных подростков, а на интеллектуалов, имеющих отношение к поп-арту», -- призналась Катя корреспонденту газеты «Время новостей».
Работавшие над «Анной Карениной» художники Игорь Сапожков и Валерий Качаев считают, что создали классические комиксы, однако на основе постмодернистского киберпанка: любой визуальный ряд переносится из плоскости экрана на бумагу. Следовательно, чтобы оценить новую "Анну Каренину", нужно быть не только любителем русской литературы, но и знатоком современного кино. (А потому книга едва ли по зубам тем самым "новым русским", на которых она вроде бы рассчитана.)
Выбор именно этого произведения не случаен. Герои «Анны Карениной», также жившие в эпоху «разломного времени» со своими «новыми богатыми» и «новыми бедными», как нельзя лучше вписываются в концепцию «нуворишей». А постмодернистский принцип многослойности текста и цитирования можно в свое удовольствие использовать в «филактерах» -- неотъемлемых для комикса словесных пузырях, которые выдуваются из уст персонажа. Большинство реплик совпадают с оригинальным текстом Толстого, но есть и вольные вкрапления современного дискурса, вроде «Как бы тебе повезло, моей невесте!» с английским переводом «I can get no satisfaction!».
Больше всего по своей эстетике «Анна Каренина» смахивает на американские семейные комиксы, возникшие в 20-е годы. Несмотря на темный цвет волос, и Анна, и Кити очень напоминают героиню серии «Блонди» -- типичную американскую девушку. А герои-мужчины зачастую обладают сверхчеловеческими чертами Флеша Гордона, Супермена и Бэтмена. Проявилась в «Анне Карениной» и свойственная «комиксу ужасов» агрессивность и эстетика безобразного -- книгу завершает изображение перерезанной на две части крысы, лежащей на рельсах.
Следующим изданием серии «Новая русская библиотека классики» станет не просто киберпанковская, но и психоделическая (!) драма «Пиковая дама».
Анна СТАРОБИНЕЦ