|
|
N°187, 15 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дембель неизбежен
Фильм «ДМБ» обрел продолжение
Смешной и заслуженно любимый народом фильм Романа Качанова «ДМБ» завершался проникновенной сценой присяги. А это все равно что закончить сказку сакраментальным «они поженились» -- ведь всякому ясно, что именно после этого и должно начаться самое любопытное. То есть будни, рутина и суровый армейско-семейный быт. Именно это и случилось в продолжении фильма «ДМБ», который легким движением руки превратился в сериал. Первые новеллы нового цикла, поставленные режиссером Александром Басовым, доступны на видеокассетах уже сегодня, а в скором времени появятся и на телевидении. Фильм-оригинал упрекали в том, что главные герои не выглядят полноценной командой масок и проигрывают куда более выразительным персонажам второго плана. Очевидно, поэтому из исходной троицы в наличии остался только Пуля (Петр Коршунков). Бомба (Станислав Дужников) промелькнул где-то на периферии кадра, а Штыка в исполнении Михаила Петровского и вовсе заменили на Влада Коппа. Но по большому счету это неважно. Самое главное, что на экране снова куролесит неподражаемый прапор в исполнении Сергея Арцибашева (по праву ставший едва ли не главным героем повествования). Именно под его чутким руководством защитники отечества умудрились по дороге на международную военную выставку потерять новейшую сверхсекретную бомбу. Потом найти -- заполненную вместо взрывчатки квашеной капустой. Потом продать маринованный снаряд доверчивым индийским друзьям. Потом убедить их в том, что прапор -- на самом деле гуру (по-нашему значит учитель) и философ, которому подвластны все самые тонкие сферы мироздания и известен смысл жизни --- он, в натуре, профессионал, а не любитель. А под конец стрельнуть у зарубежных гостей по двадцатке с носа и устроить полный рататуй. Лекцию с танцами и стриптизом. За разоружение, чтобы, так сказать, не было войны.
Пьют в фильме очень много -- никак не меньше, чем в «Особенностях национальной охоты». И чем дальше, тем меньше времени остается на службу. Новоявленный «ДМБ» вообще имеет к армейской тематике отношение весьма косвенное. Военная часть здесь не более чем место действия, да и форму персонажи носят скорее по привычке. И перлы солдатской субкультуры (вроде портняжного метра, от которого старослужащий -- до приказа осталось сто дней -- ежедневно отрезает по сантиметру), рассыпанные по фильму, кажутся не более чем декоративными элементами, не имеющими принципиального значения. Вместо устава караульной службы восторженные индийские неофиты могли бы заучивать наизусть учебник физики или руководство по разведению нутрий. Все равно было бы смешно.
Не про армию этот фильм, а о вещах куда более глобальных. О религии, например. В авторах сценария значится, среди прочих, активный поборник православия Иван Охлобыстин. Все свои армейские впечатления он, видимо, использовал еще в первой серии. И теперь рассуждает о вещах куда более для него насущных. Поэтому фильм из вороха солдатских баек превращается в агитку, высмеивающую всяческую неортодоксальную духовность, истинный опиум для народа. Сначала солдаты, ищущие пропавшую бомбу, попадают во владения плутоватого отца Гамадрила, очень похожего на Порфирия Иванова и прочих мессий подобного сорта. А уж когда дело доходит до гостей из Индии, то начинается форменный балаган, и от медитации, нирваны и прочих восточных духовностей остаются рожки да ножки. Возможно, это случайность. Но если так дело и пойдет, то в следующих сериях служивым придется грозно супить брови на мунистов, сайентологов и адвентистов седьмого дня. До дембеля-то, как известно, все еще как до Антарктики.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ