|
|
N°187, 15 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Митта: В России возможности телесериала еще не востребованы
На канале ОРТ начался показ восьмисерийного телевизионного фильма «Граница. Таежный роман». Это первая работа знаменитого кинорежиссера Александра Митты после долгой паузы: «Я уже довольно давно не снимаю и хотел вернуться в кино именно на телевизионный экран. Сегодня все смотрят кино по телевидению. Амбиции режиссеров на киноэкране интересуют только ограниченное число зрителей». Успешный телевизионный фильм сегодня смотрят 50--70 млн зрителей. Столько в Советском Союзе посещали сеансы лидеров кинопроката, среди которых почетные места занимали и «Экипаж», и «Арап Петра Великого», и «Сказка странствий». Первооткрыватель жанра «экшн» в СССР Александр Митта написал книгу «Кино между адом и раем» о соединении американской технологии и системы Станиславского. Преподает в Москве и в Германии, в Гамбурге. «Но все равно это разные вещи -- стоять за спиной у студента и руководить кинопроцессом самому. Когда я почувствовал, что полностью готов к съемкам, -- я вернулся в кино», -- сказал Александр МИТТА в беседе с нашим корреспондентом Витой РАММ, которая встретилась с режиссером, чтобы побеседовать о новом проекте.
-- Вас не пугает, что телевизионное кино прерывает реклама?
-- В России никто не платит абонентную плату за телевидение, кино достается людям бесплатно. Реклама -- цена, которую приходится за это платить. Грустно, плохо, но если картина хорошая, она может выдержать и несколько минут рекламы.
Но зато нигде, никогда, ни при каком раскладе я не смогу сделать 8-часового киносеанса.
-- Но сериал никто не смотрит подряд...
-- Хорошую книгу мы также читаем с перерывами. Тем не менее в нашем сознании откладывается происходящее. Главное, чтобы произведение двигалось по направлению, которое древние греки называли катарсисом. Есть какая-то точка кульминации фильма, к которой ты двигаешь героев и где хочешь оказать на зрителей наибольшее воздействие. Этого можно добиться и в телевизионном фильме. Сериал для меня находится на пути к кинороману. А роман, на мой взгляд, самая глубокая, самая совершенная и самая объемная литературная форма. В кино роман невозможен, все должно быть адаптировано до 1,5--2 часов. Как повесть или рассказ. А на телевидении я запросто получаю 8 часов.
-- Для телевидения кадр строится иначе, чем в кино?
-- Проще. Экран меньше, считываться кадр должен быстрее, хотя длиться он может дольше. Необходимость упрощения угнетает, оставляешь многое за кадром, сосредоточившись на главном. На самом деле это тот же киноязык, но адаптированный для маленького экрана. Главное преимущество в том, что можно развивать идею не только через главных персонажей. В кино ты обязан рассказывать историю посредством одного героя, иначе действие будет разбиваться на короткометражки, а в киноромане ты можешь рассказать о множестве героев, объединенных одной идеей, делающих ее более объемной. Мне кажется, что романный сериал вытеснит с телеэкрана фельетонный.
-- Что вы называете фельетонным сериалом?
-- Бесконечное повторение пройденного. Например, сериал с Чаком Норрисом. Или «Скорая помощь» -- высший пилотаж! -- с десяток новелл так переплетены, что можно смотреть несколько серий, можно сделать перерыв и вновь включиться, и все равно все будет понятно: кто с кем, как -- сто часов, двести часов -- виртуозно, но все равно одно и то же.
-- В вашем «Таежном романе», пропустив одну серию, сложно будет понять, как складываются отношения героев...
-- В начале все судьбы были переплетены, а затем я вытаскивал по одной линии и делал из каждой фильм. Но в последних сериях я старался, чтобы человек, пропустивший что-то, не потерял контакта с фильмом. Это был компромисс из уважения к зрителю. В итоге я потерял не слишком много. И дальше собираюсь работать именно так -- возьму шесть персонажей, каждому посвящу по серии, а затем сведу их, и вместе будем двигаться к кульминации.
-- Есть ли к актерам телевизионного фильма какие-то специальные требования?
-- К актеру требование всегда одно -- он должен быть правдив. В телевизионном кино актер дольше остается на экране, у него нет возможностей спрятаться за монтаж, за зрелище. Поэтому те люди, которые успешно работают на телеэкране, -- и лучшие киноактеры. Я очень долго хотел пригласить на главную роль (ее в итоге сыграла Ольга Будина) Ингеборгу Дапкунайте -- суперактрису. Но мне нужны были актрисы для трех героинь. Когда собираешь ансамбль, принцип контраста работает лучше всего. Ольга Будина с ее непохожестью на двух партнерш (Елену Панову и Ренату Литвинову) вписалась хорошо. А когда три контрастные актрисы собираются вместе, фильм приобретает объем.
-- У вас снялась Татьяна Окуневская. Сложно ли было работать с легендой нашего кино?
-- Окуневская прекрасно вписалась. Во-первых, она, несмотря на свой возраст, в отличной форме, практически все получалось с первого дубля -- такая была готовность к съемкам. Очень принципиально подходила к тексту. Какие-то фразы были мне дороги, но она не хотела их говорить, даже не всегда объясняя почему. Я это принимал. Ее характер был важнее слов, которые она произносит. Ведь чем она покоряла людей в своей молодости? Помимо прекрасной внешности волей, жизненной энергией, принципиальностью.
-- А как кинооператор Сергей Астахов справился с задачами телевизионного экрана?
-- Это был фантастический подарок судьбы. Пока работал с ним, каждое утро начинал чуть ли не с благодарственной молитвы. Сергей точно воспринимает реальность и четко знает, чем он может помочь режиссеру, актерам. За десять недель снять восьмичасовой фильм -- очень жесткие сроки, и часто надо искать компромиссные решения. Но мы снимали настоящее кино, поэтому Сергей, как только позволяло время, ставил для изобразительного решения более сложные задачи. На мой взгляд, это единственный российский оператор, который абсолютно соответствует американским стандартам.
-- Все-таки, телевизионный фильм -- это компромисс?
-- Наоборот. Возможность сделать новый шаг. Телевизионные фильмы делаются как второй сорт, потому что режиссеры не имеют серьезных идей. Но, например, для Дэвида Линча «Твин Пикс» не был компромиссом. Это многочасовой фильм, который показал скрытые возможности сериала. В России эти возможности еще не востребованы. Я мог снимать кинофильмы и раньше, но я сказал себе: вернусь в режиссуру тогда, когда смогу для нового зрителя сделать то же самое, что делал раньше, когда снимал «Гори, гори моя звезда», «Экипаж»... Ситуация резко изменилась не только в мире, но и в кино. Для того чтобы полноценно войти в эту новую ситуацию, пришлось довольно много нового изучить, много лет провести в подготовке.
Беседовала Вита РАММ