Время новостей
     N°186, 14 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.12.2000
Мешанина
Ярмарка «Арт-Манеж» явила публике картину едва ли не самую контрастную за все пять лет ее существования. С одной стороны, еще никогда московские галереи не представляли здесь западных звезд нового поколения, таких, как бельгиец Вим Дельвуа или американец Майк Келли. С другой стороны, пошлейшая станковая живопись, которую устроители тактично именуют «так называемый салон», не уменьшилась ни в объеме, ни в претензиях.

Данная оппозиция, условно говоря, «пепла и алмаза» -- не дело случая, это результат давнишней стратегии учредителей выставки приглашать в оргкомитет ярмарки ярких личностей «левого» (то есть европейски ориентированного) фронта искусств, с тем чтобы как-то скорректировать общую ситуацию, сделать ее менее рутинной.

Многогранность, разнообразие и вариативность имеют в нашем языке только один отрицательный синоним -- мешанина. Впрочем, ярмарка на то и существует, чтобы торговать всякой всячиной. Проблема в другом -- в пропорциональном соотношении аляповатой национальной экзотики и того, что именуется современным искусством в общемировом значении. Структура «Арт-Манежа» непонятным образом игнорирует золотую середину, показывая самые последние достижения художественного творчества и откровенный шлак. Отсутствует стержень, та операционная система, к которой прилагаются отдельные программы, будь то «актуальное искусство», «дизайн» или даже «кич». Такой системой является русско-европейская культура. Понятно поэтому, что наиболее приоритетными и ценными (прежде всего в коммерческом смысле) произведениями здесь должны были бы стать работы столпов этой культуры -- тех, кто именуется не «новым поколением», а Классиками Современного Искусства. Конечно, при должном старании некоторые имена на ярмарке встретить можно: Владимир Немухин, Оскар Рабин, Александр Гринберг, Владимир Вейсберг, Юрий Злотников, Андрей Гросицкий. Но это лишь золотые крупинки в тоннах живописной руды.

Описанная ситуация выглядит почти патовой. Организатором выставки следовало бы расстаться с представлением о том, что розничная торговля всякой дрянью должна давать средства для существования актуального творчества -- этого нигде и никогда не происходит. И цены, и имена на художественных выставках должны формироваться жесткой политикой, которую обязательно нужно проводить. Какой бы эффектной и талантливой ни была деятельность владельца «Риджины» Владимира Овчаренко, его галерея не в состоянии в одиночку бороться со всем объемом попсовой продукции. Победить дурной вкус возможно только с позиции европейской нормы художественной грамотности. И если большинству галеристов и дилеров данная норма кажется необязательной, ее должны навязать устроители ярмарки. Что поделаешь -- чтобы ручаться за свой товар, приходится устанавливать планку качества и безжалостно отсеивать то, что ее преодолеть не может.

Евгения КИКОДЗЕ