|
|
N°186, 14 декабря 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Деньги к деньгам
Обилие салонного искусства предопределило успех «Арт-Манежа»
Вчера, в последний день работы «Арт-Манежа», ярмарку посетил мастер травестии Владислав Мамышев-Монро -- в костюме купчика. Чуткий ко всему модному, Монро понял, что художнику на ярмарке делать нечего, зато купцу, желающему украсить свой дом картинами с рыбными натюрмортами, русскими пейзажами и даже, на худой конец, обнаженными девицами, очень даже есть чего.
Нынешний «Арт-Манеж» был самым посещаемым за всю пятилетнюю историю ярмарки (несколько тысяч зрителей в день -- даже больше, чем приходило на легендарные выставки Ильи Глазунова). Он оказалась и самым коммерчески успешным -- сумма продаж (по предварительным данным) исчисляется несколькими сотнями тысяч долларов. Главным покупателем, как и ожидалось, стал Зураб Церетели, проведший на ярмарке почти два часа и тщательно осмотревший каждый стенд. Купил Церетели много: наивное искусство, коллекцию которого он теперь подбирает для своего Музея современного искусства (Катя Медведева, Ирина Затуловская, Екатерина Рожкова), произведения мастеров грузинской живописной школы (малоизвестный в Москве Давид Попиашвили), работы совершенно безвестного Чингиза Ногайбаева, но кроме этого -- серию фотографий Льва Мелихова «Знаковые фигуры эпохи» (портреты художников-нонконформистов), а также фотоработы Франциско Инфантэ и объекты Юрия Аввакумова.
Два последних художника были представлены в рамках спецпроекта «Искусство из первых рук». Этот проект -- по существу, единственный на ярмарке раздел, посвященный не салонному, а актуальному искусству, и впервые за всю историю ярмарки поданный именно как коммерческий.
Кроме обилия салона, посетителей и денег, ярмарка ничем особенным не отметилась. Не было ни суперпроекта, ни даже скандала. Наиболее резко публика восприняла полупорнографические рисунки Владимира Кожухаря («Искусство из первых рук») на темы подростковой сексуальности -- возмущенные мамочки приговаривали художника к расстрелу, совершенно забыв о том, что их собственные дети тоже делают это. Словом, все прошло тихо и спокойно, на 36,6, что, впрочем, для подобного мероприятия слишком низкая температура.
Тем не менее с коммерческой точки зрения -- безусловный успех. Другое дело, что немножко не такой, какого хотелось бы. Ярмарка показала, что спросом по-прежнему пользуется лишь салон, а актуальное искусство мало кого интересует.
Николай МОЛОК